Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Иностранец на русской службе: передовые идеи Федора Янковича де Мириево в реформе отечественного образования

  • /
  • 28 декабря 2023

Иностранец на русской службе: передовые идеи Федора Янковича де Мириево в реформе отечественного образования
Фото: vo.apkpro.ru

Истории известны случаи, когда иностранец, попадая на русскую службу, обретал в России вторую Родину и радел о ее благе. Таким человеком можно назвать и Теодора Янковича де Мириево, которого в России называли Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (Мириевским). Вместе с Петром Васильевичем Завадовским Янкович де Мириево работал над реформой отечественного образования и – впервые в истории России – созданием государственной общеобразовательной школы.

Федор Иванович Янкович де Мириево родился 17 апреля 1741 г. в Сербии. Образование получил на юридическом факультете Венского университета, изучал политические и экономические науки, а также педагогику. Принимал активное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774–1777 гг.; пропагандировал педагогические идеи немецкого естествоиспытателя и педагога И.И. Фельбигера.

В 1782 г. по приглашению Екатерины II Янкович де Мириево переехал в Россию, где в качестве эксперта приступил к работе в Комиссии для заведения в России народных училищ, возглавляемой Петром Васильевичем Завадовским. Педагог и реформатор Мириевский активно участвовал в создании новой системы образования: он сыграл ведущую роль в организации в России народных училищ, открытие которых способствовало внедрению массового образования. Разработанный им «План ко установлению народных училищ в Российской империи» закреплял типы школ, учебный план, методику преподавания, управление школами. В 1783 г. в Петербурге открыто Главное народное училище, директором которого был назначен Федор Иванович. При училище действовала Учительская семинария, ставшая своеобразным центром подготовки учителей.

Активная деятельность Учительской семинарии и формирование первичной научно-методической базы способствовали как открытию новых учебных заведений в России, так и реорганизации старых. Итогом плодотворной работы комиссии стал вышедший в августе 1786 г. указ Екатерины II «Об открытии народных училищ», законодательно оформивший создание в России государственной сети общеобразовательных школ.

Масштабное реформирование образования требовало создания большого массива учебной литературы. Не остался в стороне от этой работы и Федор Иванович, составлявший, редактировавший и издававший учебники и учебные пособия для народных училищ и другую учебно-методическую литературу. Так, совместно с русскими педагогами Янкович де Мириево подготовил «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи». При его участии в 1782 г. был издан «Российский букварь по обучению юношей чтению», включавший церковнославянский и русский алфавиты, чтение по слогам, молитвы и краткие поучительные тексты, таблицы церковнославянских, арабских и римских цифр. В том же году были опубликованы «Правила для учащихся в народных училищах». Мириевский руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского, артиллерийского и инженерного кадетских корпусов; выступил автором руководства по чистописанию, азбучных таблиц, катехизиса, учебников по истории. Под его управлением издавались географические карты, атласы и другие пособия по географии.

Федор Иванович активно отстаивал использование в обучении наглядных пособий, внедрял передовые идеи связи школы с жизнью, ратовал за создание библиотек.

После учреждения Министерства народного просвещения в 1802 г. во главе с Петром Васильевичем Завадовским Мириевский вошел в состав вновь образованной Комиссии об училищах. Оставив службу в 1804 г., Федор Иванович продолжал жить в России. Скончался в 1814 г. в Санкт-Петербурге и был с почестями похоронен на кладбище АлександроНевской лавры.

За неоценимый вклад в развитие отечественного образования Федор Иванович Янкович де Мириево был удостоен высших государственных наград – орденов Св. Владимира 3-й и 4-й степеней и пожалован российским дворянством.

Материалы раздела подготовила Виктория Михайлик.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института