Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Главное // Новость

Анна Микаилова: «Когда-нибудь мы вместе вспомним, как обсуждали профессии на наших занятиях»

  • /
  • 28 декабря 2023

Анна Микаилова: «Когда-нибудь мы вместе вспомним, как обсуждали профессии на наших занятиях»
Фото: vo.apkpro.ru

Анна Олеговна Микаилова – заместитель директора, учитель русского языка и литературы Опалиховской школы, расположенной в городском округе Красногорск Московской области. Она является педагогом-навигатором, амбассадором и членом экспертного совета проекта «Билет в будущее», а с сентября этого года отвечает за реализацию профминимума в своей школе, ведет курс «Россия – мои горизонты».

«Итак, мы продолжаем курс «Россия – мои горизонты», сегодня у нас четырнадцатое занятие. Давайте вспомним, о какой профессии мы говорили с вами в прошлый раз», – Анна Олеговна начинает занятие в 10 классе социально-экономического профиля. Оно проходит в актовом зале, ученики разделены на группы по пять человек.

«О космической инженерии», – следует ответ. Анна Олеговна конкретизирует задачу: «Что вы вынесли для себя с этого занятия? Каким нужно быть человеком, чтобы работать в этой сфере?» Ребята по очереди отвечают: «Ответственным нужно быть, принимать решения, разбираться в технике», «Важно внимание, умение концентрироваться долго на работе», «Много всего нужно изучить». Тему следующего занятия учитель пока не объявляет, а предлагает классу посмотреть на экране ролик – выделить основные моменты, ключевые слова, словосочетания.

Герои ролика – мальчик и девочка – судя по внешнему виду, ровесники сидящих на занятии десятиклассников – приходят на ВДНХ, на Международную выставку-форум «Россия», и посещают экспозицию «Координационный центр Правительства Российской Федерации». После обращения Михаила Мишустина они в формате коротких диалогов рассказывают о работе правительства. «В команде Михаила Мишустина десять заместителей – вице-премьеров. Зоны ответственности у них разные, но цель одна – сделать нашу с тобой жизнь лучше», – говорит девочка.

«Попробуйте предположить, о каких профессиях и какой профессиональной области мы сегодня будем говорить», – обращается к классу Анна Олеговна. «Госслужащие, политики, государственное управление», – отвечают дети по очереди. «Хорошо, ребята, давайте продолжим нашу цепочку дальше. Задумывался ли кто-то из вас, как устроено наше государство и почему им нужно управлять?» – продолжает учитель. Дети снова отвечают, занятие продолжается.

«Стала понимать, как это круто»

В качестве заместителя директора Анна Микаилова начала заниматься профориентационной работой в Опалиховской школе в прошлом году (еще одно направление, которое она курирует, – участие в олимпиадах). Зарегистрировалась на платформе «Билет в будущее», стала добавлять туда учеников.

«Поначалу работать с платформой было сложно и непривычно, – вспоминает Анна Олеговна, – но вскоре я разобралась, тем более что специалисты службы поддержки оперативно отвечали на вопросы. В «Конструкторе будущего» мы с ребятами стали проходить тесты, диагностики, виртуальные пробы. Постепенно я стала понимать, как это круто, и дети тоже втянулись, даже после занятий оставались с удовольствием, чтобы поработать с порталом. Особенно им нравятся профориентационные тесты».

В ноябре прошлого года Фонд Гуманитарных Проектов организовал проектный модуль для педагогов-навигаторов со всей страны, и команда, в которую входила Анна Микаилова, заняла там первое место (восемь учителей из разных регионов разработали проект «Колизей руками детей» – мобильный кинотеатр, контент для которого готовят школьники, примеряя на себя профессии режиссера, актера, сценариста, интервьюера). С товарищами по команде она дружит до сих пор.

В марте этого года Анна Микаилова приняла участие во встрече Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с педагогами-навигаторами проекта «Билет в будущее», которая состоялась в Екатеринбурге. На встрече речь шла о предстоящем усилении профориентационной работы в школах, и учителя делились с Министром своим опытом. «После этого мы сделали вывод, что предстоят большие перемены, – вспоминает Анна Олеговна. – Я вернулась в свою школу и говорю директору: «Елена Львовна, что-то будет!»

«Все зависит от педагога»

В этом учебном году в Опалиховской школе, как и во всех школах России, дети начали осваивать профминимум. Анна Микаилова эту работу возглавила – к ней подключились и другие учителя. Как классный руководитель она ведет занятия «Россия – мои горизонты» в своем 10 классе и также консультирует коллег. Организационную поддержку школе оказывают Академия социального управления, реализующая программы ДПО для педагогов Подмосковья, и Управление образования Администрации городского округа Красногорск.

opalixa4.jpg

«При переходе на профминимум было особенно важно, чтобы дети заинтересовались и шли на занятия осознанно. В отличие от «Билета в будущее», где участвуют по желанию, мы должны охватить всех. Необходимые материалы у нас есть, а дальше, конечно, все зависит от педагога.

Лично мне очень важно, чтобы ребята из моего 10 класса уже в школьные годы определились с будущей профессией

И когда-нибудь, став взрослыми и состоявшись как профессионалы, они зайдут в школу, и мы вместе вспомним, как обсуждали их профессии на наших занятиях», – размышляет Анна Микаилова.

На занятии «Россия – мои горизонты», посвященном государственной службе, Анна Олеговна все 45 минут удерживала внимание класса примерно из двадцати человек, вовлекая в дискуссии практически каждого. По ее мнению, очень помогает качественный видеоряд, предоставляемый Фондом Гуманитарных Проектов, – ведь «детям важна наглядность не только в профориентации, но и вообще в современном мире». К этому занятию она готовилась около часа – нужно было выбрать материал, что-то добавить, что-то сократить с учетом особенностей ее учеников.

Помимо просмотра и последующего обсуждения роликов, были задействованы и другие формы работы. Например, на экране в первом столбике перечислены сотрудники различных ведомств, во втором – их функционал, и детям предлагалось правильно соотнести эту информацию: «сотрудник органов социальной защиты населения» – «оформление пособий» и проч.

Еще одно задание – прочитать в группах истории реальных госслужащих и делегировать одного человека от группы, который ответит на вопросы по тексту: чем отличается госслужба от работы в коммерческой организации, кому она подойдет, какое образование для этого нужно получить. Каждому ученику выданы распечатки с историями – можно делать в них пометки и набрасывать ответы.

Завершая занятие, Анна Олеговна подводит его итоги – они высвечиваются на экране: «Сегодня вы вспомнили, какие у государства есть функции, познакомились с примерами рабочих задач госслужащих, узнали, специалисты каких профессий могут находиться на госслужбе…»

Заключительное задание – «Раньше я думал, а теперь я думаю», высказаться можно по желанию. Вот что говорили ребята: «Раньше я думала, что у госслужащих больше свободы, а теперь думаю, что ее слишком мало», «Раньше я думала, что у госслужащих нет столько ответственности, а теперь вижу, что ее много», «Раньше я не думал о госслужбе, а теперь думаю».

«Профориентация стала систематической»

direktor-opalixovskoj-shkolyi.jpg

Директор Опалиховской школы Елена Шагова подчеркивает, что профориентационная работа в школах была всегда. «Отличие в том, что сейчас она стала систематической, и это здорово, – считает она. – Ведь появляется столько новых профессий, что о некоторых из них даже мы зачастую не знаем. Так что мы и сами с ними знакомимся, и детей знакомим».

Одно из преимуществ такой систематичности, по мнению директора, заключается в том, что педагогам не нужно, как раньше, специально искать информацию для профориентационных занятий: «Анна Олеговна каждую неделю направляет классным руководителям ссылку, по которой можно найти фактически готовый материал к уроку – тексты, картинки, ролики, презентации. Остается скачать, распечатать и адаптировать».

Занятиями «Россия – мои горизонты» профориентация в школе не ограничивается. Дети участвуют в бизнес-играх, ездят на профессиональные пробы, посещают колледжи и вузы

Темы, связанные с профессиями и различными отраслями экономики, рассматриваются на уроках по различным обязательным предметам школьной программы.

Более того: профориентация не ограничивается рамками 6–11 классов и материалами проекта «Билет в будущее». В Опалиховской школе считают, что она необходима с 1 класса, – Елена Шагова вспоминает, что сама выбрала профессию педагога, когда училась в начальной школе. Самый очевидный формат – когда родителя приглашают рассказать о своей профессии классу, где учится его ребенок (например, недавно приходил пилот авиакомпании «Победа»). Школа заключила договор с известной сетью аптек, и для детей там организуют игру, в рамках которой они могут примерить на себя профессию провизора. В планах – сотрудничество с одним из красногорских заводов.

opalixa3.jpg

«Это было познавательно»

Ученики 10 класса социально-экономического профиля Опалиховской школы – дети мотивированные. Для поступления в этот класс они прошли серьезный отбор, средний балл трех ЕГЭ, на который их ориентируют, – не менее 250. Профессиональные интересы самые разные – экономика, право, психология, госуправление и др. Есть те, кто пока не определился, и те, кто проявляет способности в разных сферах, в том числе не связанных с социальными или экономическими науками. Одна девочка стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а поступать собирается в МГТУ им. Баумана на «Программную инженерию».

Курс «Россия – мои горизонты», как и другие профориентационные мероприятия, ребятам интересен не только в контексте их профиля.

«Очень запомнилось занятие, на котором мы обсуждали медицину и генетику. Я не собираюсь связывать жизнь с медициной, но это было познавательно и в чем-то удивительно, – отмечает одна из учениц. – Я считаю, что человек должен развиваться всегда и стараться затронуть как можно больше направлений».

«Иногда я задумываюсь, зачем мне узнавать о космической инженерии, если я уже решила стать психотерапевтом, – говорит другая девочка. – Но класс – это не только я. К тому же профессий много, и узнать о них действительно интересно. Однажды для нас организовали подготовку к собеседованию при поступлении на работу – объяснили, как себя вести и как себя лучше подать, а потом разделили на несколько групп, и каждый должен был выполнить забавное задание – рассказать, чем он лучше остальных в своей группе».

photo-6-2023-12-19-11-33-22.jpg

Для детей «Россия – мои горизонты» и другие составляющие профминимума – это возможность еще раз пообщаться с классным руководителем

Вот лишь некоторые отзывы учеников об Анне Олеговне Микаиловой: «душевный и хороший учитель, рассказывает интересные факты и поднимает настроение», «часто проводит уроки в игровом формате, дает нам интересные тесты», «всегда нас поддерживает и готова помочь, с ней можно поделиться своими проблемами», «ее уроки нескучные, она всегда выкладывается и передает нам свой позитивный настрой».

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института