Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Народный учитель // Новость

«Школьный корабль» Марины Фирсовой

  • /
  • 28 декабря 2023

«Школьный корабль» Марины Фирсовой
Фото: vo.apkpro.ru

Марина Михайловна Фирсова принадлежит к очень немногочисленной когорте директоров школ Москвы, которые были назначены на свои должности еще в конце XX века и успешно работают до сих пор. Их профессионализм прошел сложнейшую проверку временем. Рассказываем, как складывалась жизнь и карьера директора московской школы № 1518, Народного учителя Российской Федерации Марины Фирсовой и какую роль в ее профессиональном становлении и развитии сыграл ее наставник.

Детство, юность, становление Марины Михайловны как педагога и руководителя во многом связаны с ее наставником. Им был Георгий Александрович Струве (1932–2004) – Народный артист РСФСР, композитор, создатель системы массового обучения музыке и хоровому пению, руководитель детской хоровой студии «Пионерия». Его песня «Школьный корабль» («Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль») стала хитом для миллионов советских детей и учителей.

«Меня и мою сестру родители привели в детскую хоровую студию «Пионерия» – вспоминает Марина Фирсова. – Занимались в течение недели, а сводные репетиции, которых студийцы с нетерпением ждали, проводились по воскресеньям. Георгий Александрович обладал потрясающим магнетизмом, и ему удалось не только создать педагогический коллектив подвижников – руководителей хоров, учителей фортепиано, сольфеджио, истории искусств, но и сплотить вокруг себя родителей». Подробнее о своем наставнике Марина Михайловна рассказала на семинаре Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 31 октября 2023 года.

kuar-48.jpg

В «Пионерии» будущая директор школы № 1518 занималась десять лет – выступала на разных концертных площадках страны, побывала в «Орленке» и «Артеке». Анализируя практику хоровой студии тех лет с позиции образовательного управленца, Марина Фирсова отмечает, что Георгий Струве фактически создал прообраз предпрофессиональных классов: из всех школ маленького подмосковного города он собрал ребят, которые учились по индивидуальному учебному плану, и готовил из них музыкантов или учителей музыки. Сестра Марины Михайловны пошла по этой стезе – сегодня она преподает в музыкальной школе и обладает многими регалиями в сфере культуры.

firsova2.jpg

Марина Фирсова (на фото слева) с сестрой Галей, «Артек», 1963 г.

А сама Марина Фирсова решила стать учителем математики – поступила в МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). Ее специальность – преподавание математики на английском языке: в то время Советский Союз помогал развивающимся странам Азии и Африки и направлял туда учителей. И хотя уехать на работу за рубеж ей не довелось, английский пригодился по жизни.

В 1973 году, окончив институт, Марина Михайловна была распределена в одну из школ Дзержинского района Москвы. С тех пор эта школа остается единственным местом ее работы. Ее директором она стала в 1981 году, то есть почти 43 года назад. «Когда меня спрашивают, сколько лет я работаю на этой должности, всегда сбиваюсь со счета», – иронизирует она.

firsova3.jpg

С любимой мамочкой, 1985 г.

В 1990-е годы одним из ключевых направлений ее работы стала организация профильного обучения. В тот период экономика страны переходила на рыночные рельсы, и первые в Москве классы экономического профиля появились в ее школе. В последующие годы Марина Фирсова постоянно делилась накопленным опытом с представителями российских регионов, и это стало одной из причин присвоения ей звания «Народный учитель Российской Федерации» в 2011 году.

firsov4.jpg

Указом Президента РФ Дмитрия Медведева М.М. Фирсовой присвоено звание «Народный учитель Российской Федерации», 5 октября 2011 г. 

Наряду с управленческой деятельностью Марина Михайловна вела исследования в области педагогики – изучала различные аспекты профильного обучения, в том числе профессиональные пробы, которые позволяют ученику попробовать себя в том или ином виде деятельности. Ее кандидатская диссертация была посвящена педагогическим условиям повышения эффективности экономического образования школьников в системе «гимназия – вуз», а докторская – развитию современного гимназического образования в России. В 1993 году ее школа получила статус гимназии, так что теория была тесно связана с практикой.

«В те годы почему-то считалось, что гимназия – это гуманитарная образовательная организация, а лицей – техническая. Я объясняла, что это некорректно. Гимназии всегда были профильными, с развитием в России капитализма в них появлялись коммерческие, коммивояжерские классы, а в последней четверти XIX века – классы, где готовили учительниц, в том числе для домашнего обучения. Разные профили в гимназиях были и в постсоветской России», – рассказывает Марина Фирсова.

В полной мере обеспечить профильность в малой школе, где на старшей ступени обучаются 40–50 детей, практически невозможно, считает она. В 1981 году, когда Марина Михайловна принимала школу, там было всего 400 учеников, из них порядка 50 старшеклассников, а сейчас в пяти зданиях – 2 тысячи человек (при этом школа № 1518 не самая большая в Москве). Это позволяет организовать широкую палитру профильных классов. «Такие возможности открылись во втором десятилетии XXI века сначала в Москве, а потом и по всей стране, когда многие школы стали крупными образовательными центрами, и каждый молодой человек, который там учится, может выбрать одну из массовых профессий уже на школьной скамье», – добавляет Марина Фирсова.

Примечательно, что добрые отношения со своим наставником директор школы № 1518 сохранила вплоть до его последних дней – советовалась с ним в том числе по вопросам управления. И, конечно, не раз отмечала, что многие профессиональные качества, помогающие в повседневной работе, она сформировала именно благодаря пению в хоре. Любовь к труду, умение преодолевать трудности, понимание, что ничто в мире не дается даром, да и первый опыт руководства детским коллективом (Марина Фирсова была старостой в хоре) – все это родом из тех лет.

«Георгий Александрович учил меня быть очень осторожной в выводах, – вспоминает Марина Фирсова. – Когда я только начала работать директором, жаловалась ему на свой коллектив – что, дескать, учителя в возрасте, неправильно работают, не те методы используют. А он мне говорил, что ведь ты не бываешь на всех уроках и, может быть, учителя достигают хороших результатов своими методами. С тех пор я стараюсь не принимать скоропалительных решений».

firsova5.jpg

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил коллектив школы № 1518 с Днем учителя, 2022 г. 

Конечно же, Марина Михайловна сегодня сама является наставником, ее ученики и последователи – известные московские педагоги и директора.

В числе тех, о ком она охотно рассказывает сама, Анна Михайловна Митина, Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель истории и обществознания школы № 1518. Среди множества информации, которую можно найти о ней в интернете, обращаешь внимание на ее слова о значении преподаваемого предмета: «Я всегда надеюсь, что чувство истории, которое рождает в нас ощущение сопричастности к судьбе государства, останется с моими учениками, что они пронесут это чувство через года и передадут новым поколениям».

Своим наставником Марину Фирсову называет Андрей Иванович Грабовский, директор школы «Свиблово», также Заслуженный учитель Российской Федерации. С ним она познакомилась более тридцати лет назад, когда он был студентом, и с тех пор «мы идем по жизни вместе: советуемся, делимся тем, что знаем».

Сейчас Марина Михайловна особенно увлечена проблематикой начальной школы. По ее мнению, необходимы изменения в подготовке учителей начальных классов – их нужно в гораздо большей степени, чем сейчас, ориентировать на формирование у ребенка единой картины мира.

Такой подход поможет детям не только стать более успешными в основной школе, но и лучше понимать происходящее вокруг. Например, предлагая математическую задачу о транспортировке леса из пункта А в пункт Б, можно заодно затронуть проблему экологии.

И, конечно, директор школы № 1518, как и в период написания докторской диссертации, интересуется историей российского образования. Недавно она приняла участие в церемонии открытия бюста первого российского министра народного просвещения Петра Завадовского в Академии Минпросвещения России. Вместе с учеником одной из московских школ в ходе церемонии она заложила капсулу времени с посланием к педагогам 2073 года.

firsova-7.png

Церемония открытия бюста первого российского министра народного просвещения Петра Завадовского в Академии Минпросвещения России

«Символично, что именно на территории Академии Минпросвещения России сегодня мы открываем бюст первого в истории министра народного просвещения Российской империи Петра Васильевича Завадовского. Будучи основателем системы просвещения, он внес неоценимый вклад в образование российского народа», – отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в приветственном адресе. «Сегодня и всегда мы говорим о том, что самый главный человек в школе – это учитель, – сказала Марина Фирсова. – Но не стоит забывать и о руководителе, его работе по созданию системы, в которой реализуется образование. Сегодня тот день, когда все мы отдаем дань первооткрывателю и создателю системы российского образования. Я благодарю Академию Минпросвещения России за то, что она стала инициатором этого знаменательного события, поздравляю всех и желаю творить на благо нашей великой страны!»

Интервью подготовил Борис Старцев. 

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Народный учитель»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии