Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

В фокусе внимания // Новость

Взаимодействие колледжей и техникумов с работодателями и регионами выходит на новый качественный уровень


Взаимодействие колледжей и техникумов с работодателями и регионами выходит на новый качественный уровень
Фото: vo.apkpro.ru

dmitrij-sergeevich-kovalev.jpgРеализация федерального проекта «Профессионалитет», обновление содержания образования, внедрение проектного обучения и проведение демонстрационного экзамена – об этих и других проектах рассказывает проректор Института развития профессионального образования Дмитрий Ковалев. Он принял участие в семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» Академии Минпросвещения России, посвященном среднему профессиональному образованию.

Дмитрий Сергеевич Ковалев, проректор Института развития профессионального образования

 

«Профессионалитет» 

Эксперимент по реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» стартовал 1 сентября 2022 года. Разработка, апробация и внедрение образовательной технологии запланированы до 2024 года, однако как стратегическая инициатива «Профессионалитет» планируется развивать до 2030 года включительно. Суть реконструкции среднего профессионального образования в том, чтобы выйти на новый качественный уровень взаимодействия с работодателями и регионами, дать работодателям возможность участвовать в подготовке кадров. В основе проекта – триединство: регион, работодатель или несколько работодателей одной отрасли, колледжи – участники кластера, готовящие специалистов для этой отрасли. 

Уже в сентябре 2022 года в проект вошли 42 субъекта Российской Федерации и 71 кластер, ежегодно планируется вхождение 70 новых кластеров.

Среди наиболее важных инноваций – возможность оптимизации сроков обучения и «профессиональное окрашивание» общеобразовательной подготовки, доступ к которой работодателям раньше был строго запрещен. Основной вызов, стоящий перед образовательной организацией, которая участвует в проекте, – подготовка специалиста под конкретную задачу с расчетом на его трудоустройство. Ключевой показатель проекта – 85% трудоустроенных по профессии или специальности. 

Еще одна особенность – получение дополнительных компетенций. С учетом ожиданий работодателя мы встраиваем необходимые ему компетенции в образовательный процесс, даем возможность студенту поработать на таком же оборудовании, которое будет на его рабочем месте. По сути дела, «Профессионалитет» – это мегапроект, и технологии, которые мы «обкатываем» при его реализации, помогают нам двигаться вперед и по другим направлениям, в том числе связанным с обновлением содержания образования. 

08.jpg

 

Актуализация ФГОС СПО 

Наш институт занимается плановым обновлением содержания образования. Здесь очень важно обеспечить переход к широким квалификациям – ведь работодатель хочет, чтобы молодой специалист выполнял не одну трудовую функцию и даже не пять, а все те, которые фактически требуются на его производстве. 

Мы, в свою очередь, стремимся минимизировать затраты работодателей на так называемую адаптацию, встраивание выпускника в производственный процесс.

Этот «заказ» работодателя учтен не только в проекте «Профессионалитет», но и в целом при разработке примерных образовательных программ. 

В 2022 году был разработан и актуализирован 101 ФГОС СПО, дающий возможность образовательным организациям разрабатывать свои программы с учетом региональной специфики. К новым и актуализированным стандартам разрабатываются примерные образовательные программы, которые мы размещаем в реестре, – размещено 114 программ к действующим ФГОС, разработаны и проходят процедуру проверки и подготовки к размещению 25 программ к ФГОС, актуализированным в 2021 году. В 2022 году разработаны и переданы на экспертизу 117 примерных программ, которые до конца года будут представлены в реестре. 

 

Портал «СПОLab»

Одним из каналов коммуникации с разными группами наших потребителей является «СПОLab» – портал лабораторий в сфере СПО.

Он рассчитан прежде всего на методическую общественность, но также на работодателей, которые хотят участвовать в образовательном процессе, сотрудников институтов развития образования, активных педагогических работников, которых интересует актуальная информация о наших стандартах и программах. 

С помощью портала обеспечивается проектирование стандартов и программ, сопровождение методических лабораторий в системе СПО, работа с учебно-методическими объединениями, взаимодействие с работодателями, создание пространства для сотрудничества колледжей и отраслевых партнеров. 

Целевая аудитория портала постепенно расширяется, в этом году проведен его ребрендинг, обеспечена максимальная актуальность содержания. 

09.jpg

 

Проектное обучение и демонстрационный экзамен

Наш институт занимается разработкой образовательных технологий, одна из которых – проектное обучение. В системе СПО она сегодня переживает достаточно серьезные изменения, и вызов, стоящий перед нами, в том, чтобы сделать его максимально ориентированным на практику. От шаблонных представлений о проектном обучении, зачастую связанных со школьным опытом, мы уходим в более прикладную сферу. Опять же здесь ключевой момент – заказ работодателя. Проектное обучение позволяет сделать его участие в образовательном процессе и построении будущего нашего выпускника более эффективным. Если работодатель ставит конкретную задачу, для профессиональной образовательной организации это серьезный вызов. 

Еще одно содержательное направление работы Института развития профессионального образования – демонстрационный экзамен. В соответствии с приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 года № 800, утверждающим Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, мы занимаемся наполнением демонстрационного экзамена, разработкой комплектов оценочной документации.

Экзамен ориентирован на запросы работодателей (на профильном уровне в большей мере, нежели на базовом), и для нас его проведение – комплексная задача, включающая критерии оценивания, независимую экспертизу, ориентацию на корпоративный стандарт работодателя.

07.jpg

01.png

Другие проекты 

Наш институт реализует и многие другие проекты в сфере СПО. Это мероприятия по созданию мастерских в колледжах, всероссийские конкурсы «Мастерская года» и «Мастер года», организационно-методическая поддержка мероприятий по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, проведение национальных чемпионатов «Абилимпикс» и развитие одноименного движения, поддержка создания и сопровождения центров опережающей профессиональной подготовки и т. д.

Институт открыт для сотрудничества, взаимодействия, и чем больше у нас будет партнеров, тем больше возможностей откроется для дальнейшего развития системы СПО в России.

co-op-internship-v2-scaled.jpg



Читайте также в рубрике «В фокусе внимания»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии