В фокусе внимания // Новость
Виктор Неумывакин: "Система среднего профессионального образования сегодня востребована как никогда"
- /
- 25 декабря 2022
Подбирая преподавателей и мастеров производственного обучения, директор техникума или колледжа находится в более сложных условиях, нежели директор школы, считает Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации. Какие изменения происходят сейчас в системе СПО, как подготовить для нее кадры, чем и как техникумы и колледжи привлекают выпускников школ, он рассказал в интервью журналу «Время образования».
– Виктор Сергеевич, как Вы оцениваете востребованность системы СПО сегодня?
– Она востребована как никогда. 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы для своего дальнейшего пути. И мы должны четко осознавать, что система СПО несет ответственность перед этими ребятами. Если кто-то из них в ней разочаруется, число поступающих в обозримом будущем снизится – это совершенно очевидно.
– Но все же, согласитесь, выпускники основной школы выбирают СПО не только потому, что там можно получить качественное образование.
– Да, и надо отдавать себе в этом отчет. Ребята выбирают техникумы и колледжи, так как хотят раньше получить профессию или специальность, потому что устали от обучения в школе, хотят, чтобы к ним относились как к людям взрослым. Причины могут быть и другие, самые разные.
У современного СПО есть и недостатки. Судя по обращениям граждан, это прежде всего такая общеобразовательная подготовка, которая никак не связана с получаемой профессией или специальностью и которую всем необходимо пройти в первый год обучения. Львиная доля обращений, которые рассматривает наш департамент, поступает от студентов, пишущих, что из-за этого на первом курсе колледжей и техникумов им учиться скучно.
– Какие меры предпринимает система СПО для привлечения студентов? Ведь есть альтернатива – продолжение общего образования в школе и поступление в вуз.
– Конечно, для привлечения студентов необходимо вести серьезную профориентационную работу, и сегодня есть очень много форм такой работы, где центром является колледж или техникум. Это и кружки, и мастер-классы, и центры проведения мероприятий проекта «Билет в будущее». Это также программы профессионального обучения, которые могут осваивать школьники, еще не получившие аттестат.
Профориентация в нашем случае важна еще и потому, что она фактически становится предпосылкой повышения качества СПО. Студент, в бытность восьмиклассником или девятиклассником прошедший через кружки или мастер-классы на базе колледжей, поступивший туда после программ профессионального обучения, требует абсолютно другого подхода. Он по-другому учится, по-другому набирает умения, навыки, компетенции, так что профориентация в школьном возрасте – хороший задел на будущее.
– Какие изменения сейчас происходят в СПО? Какие из них Вы считаете приоритетными?
– Еще в 2020 году была поставлена задача изменения содержания образования СПО, и сегодня она остается приоритетной. Ведь последние содержательные изменения произошли еще в 2016 году, после утверждения топ-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Тогда были разработаны и внедрены 44 принципиально новых ФГОС СПО.
С тех прошло довольно много времени, и сегодняшние изменения стали долгожданными для системы.
Первое изменение – это возможность расширения практической подготовки студентов. Была изменена статья 13 («Общие требования к реализации образовательных программ») закона «Об образовании в Российской Федерации», выпущен совместный приказ Минпросвещения России и Минобрнауки России, касающийся практической подготовки. Благодаря этим документам почти все обучение на завершающих курсах может быть организовано на производственных площадках предприятий.
Многие коллеги или не знают об этом инструменте, или по каким-то другим причинам до сих пор им не пользуются. Но, как я вижу, постепенно колледжи берут его на вооружение, понимая, какие возможности перед ними открываются.
Второе изменение – корректировка Перечня профессий и специальностей СПО. До недавнего времени перечень был очень разнообразным и включал почти 500 позиций. В него зачастую входили специальности, близкие по духу или по организации производственных процессов, и в этом не было смысла. Да и зачастую перевооружение наших предприятий происходило так быстро, что выпускники, получив узкую профессию или специальность, оказывались невостребованными.
Говоря о необходимости подготовки тех или иных кадров, мы действуем в системе контрольных цифр приема – распределяем их, три или четыре года обучаем студента, но его профессия или специальность за это время может потерять свою актуальность. Поэтому было принято решение давать более широкую квалификацию в рамках широких профессий и специальностей, которые на завершающих курсах предусматривают освоение тех или иных модулей, «привязывающих» конкретных ребят к предприятиям.
Таким образом, Перечень профессий и специальностей СПО серьезно сократился и сейчас содержит чуть более 350 позиций. Это перечень с широкими квалификациями, который заставляет совсем по-другому распределять контрольные цифры приема, совсем по-другому организовывать обучение на завершающих курсах – снова и снова обращаться к предприятиям, понимать, что же им нужно, какие специалисты им будут необходимы на конкретном рабочем месте в конкретный период времени, и затем добавлять в программу соответствующие модули.
Третье изменение в содержании образования касается построения новых ФГОС СПО. Мы внесли изменения во все стандарты, убрав оттуда неточности, ошибки, излишние требования к стадионам и тирам. Также разработали новый макет ФГОС.
– Расскажите о новом макете подробнее.
– Речь идет о принципиально другой организации подготовки этого документа. До этого ФГОС включал страниц сто двадцать с четкой разбивкой по часам, с четкими требованиями к наличию предметов и не предполагал никакой вариативной части.
Сейчас ФГОС СПО – это более рамочный документ, потому что, скажем откровенно, из кабинета министерства не видно, что нужно конкретным предприятиям в конкретный период времени.
Новый макет ФГОС предполагает большую автономию и ответственность образовательной организации
Еще одно новшество – так называемые мультискилс, то есть включение в образовательный процесс видов деятельности, которые нужны работодателю. Допустим, в федеральном стандарте нет вида деятельности, который требуется на конкретном предприятии, и тогда можно позаимствовать этот вид деятельности из другого стандарта и начать реализовывать образовательную программу, исходя из тех возможностей и тех задач, которые предстоит решить.
И еще один важный момент. Если раньше рабочие профессии были очень четко «привязаны» к специальностям СПО, то теперь можно освоить дополнительную профессию к любой специальности, к любой профессии, которую мы реализуем. Например, обучающийся по специальности «Сварочные технологии» может стать одновременно наладчиком оборудования.
– А что меняется в части общеобразовательной подготовки в колледжах и техникумах? Вы упомянули о жалобах, которые поступают на этот счет в Ваш департамент, и на них же должна быть системная реакция.
– Мы исходим из того, что общеобразовательная подготовка должна поддерживать ту профессию или специальность, которую предстоит получить нашему студенту на выпуске. Институт развития профессионального образования разработал для этого необходимые материалы, которые можно найти на его сайте, – технологические карты уроков, которые предполагают жесткую «привязку» к профессии или специальности. И, например, в железнодорожных колледжах на уроках русского языка студенты могут работать с речевыми модулями локомотивных бригад и станций.
Если коллеги из колледжей и техникумов, расположенных на той или иной территории, пока не воспользовались этими материалами, я бы счел это серьезным упущением.
– Как сегодня обстоят дела с материально-технической базой колледжей и техникумов?
– Она динамично развивается. Важно, чтобы она максимально использовалась в образовательном процессе, а также при взаимодействии со школами, расположенными на близлежащей территории. Понятно, что СПО предполагает очень большое количество часов практической подготовки на реальном оборудовании, и такого нет на другом уровне образования.
– И в завершение несколько слов о кадровом обеспечении системы СПО. Кто готовит преподавателей и мастеров производственного обучения для техникумов и колледжей? Как организовано повышение их квалификации на федеральном уровне?
– Ключевыми фигурами, влияющими на повышение качества СПО, конечно, являются преподаватели и мастера. Серьезное количество курсов, программ повышения квалификации для них предусмотрено федеральными организациями, в том числе Академией Минпросвещения России, которая очень плотно работает с преподавателями общеобразовательных дисциплин.
А ответить на вопрос, где колледжи и техникумы находят мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, не так просто. Убежден, что директор профессиональной образовательной организации находится в более сложных условиях, нежели директор школы. Ведь той советской системы подготовки кадров для техникумов и колледжей, когда в каждом регионе существовали инженерно-педагогическое училище и сеть вузов, где в рамках программ профессионального обучения готовили преподавателей специальных дисциплин, давно не существует.
Мы видим, что директора колледжей зачастую берут на работу выпускников своих же программ СПО. Убежден, что эти ребята- «звездочки» действительно могут стать хорошими преподавателями и мастерами. Другой вопрос, что поначалу они владеют только одной педагогической методикой «Делай, как я!», а дидактика СПО гораздо шире. Для таких ребят мы разработали программы педагогической подготовки, которые можно реализовать в том числе на базе региональных институтов развития образования и повышения квалификации. Это хорошая возможность стать не только мастером в своей профессии, но и профессиональным педагогом, способным передать умения и навыки подрастающему поколению.