Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Главное // Новость

Профессиональное развитие педагога: единство действий, преемственность, объединение ресурсов


Профессиональное развитие педагога: единство действий, преемственность, объединение ресурсов
Фото: vo.apkpro.ru

В современной России создается целостная образовательная и воспитательная система, и одно из условий ее успешной работы – обеспечение непрерывного профессионального развития педагога. Трудности, возникающие при решении этой задачи, закономерны: ведь в последние десятилетия сложилась практика, когда школы существовали отдельно, педагогические вузы – отдельно, институты развития образования (повышения квалификации) и система методического сопровождения – тоже отдельно. О том, как сегодня они объединяют усилия для подготовки учителя, журналу «Время образования» рассказал ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин.

p.v.-kuzmin2.jpg

Перед нашей страной стоит задача обеспечения своего технологического и мировоззренческого суверенитета. Для этого необходим мощный человеческий потенциал – специалисты, готовые к работе в разных отраслях. Готовят таких специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования, а в вузы, техникумы и колледжи абитуриенты приходят из общеобразовательной школы.

Чтобы это были не просто сильные абитуриенты, готовые получать востребованную профессию и работать на благо своей страны, но и патриоты, приверженцы традиционных российских ценностей, в школах должны работать высококвалифицированные педагоги, прошедшие серьезную многоэтапную подготовку.

Этапы большого пути

Представим себе мотивированного подростка, который, будучи учеником основной школы, решил связать свое будущее с педагогической профессией. Какие возможности перед ним открываются?

Первый шаг на этом пути он делает, выбрав предпрофессиональную подготовку в психолого-педагогическом классе или группе. Затем поступает в педагогический колледж и (или) вуз, становится молодым специалистом, а со временем – высококвалифицированным учителем. Работая в школе, он взаимодействует с методическими службами и повышает свою квалификацию. Не исключено, что со временем он станет надежным заместителем директора, эффективным руководителем школы, понимающим идеи государственной политики в области образования и умеющим организовать свой педагогический коллектив.

Все этапы профессионального становления и развития педагога должны быть, во-первых, связаны между собой и, во- вторых, объединены общими ценностными установками и подходами к формированию содержания и условий получения образования. На всех уровнях, во всех образовательных программах должны быть учтены основные направления современной трансформации отрасли, будь то создание и укрепление единого образовательного пространства, реализация проекта «Школа Минпросвещения России», обновление ФГОС и многое другое. 

Только единство наших действий, преемственность и объединение ресурсов позволят обеспечить высокое качество подготовки педагогов – тех, кто учит наших детей сегодня и кому предстоит это делать в будущем. 

С опережением графика

Система выявления и поддержки педагогически одаренной молодежи начинается в школе – в классах психолого-педагогической направленности. К концу 2024 года их число должно составить 5 тыс., и уже сегодня в школах действуют более 3,3 тыс. таких классов и групп, где обучаются более 50 тыс. детей. Психолого- педагогические классы открываются с опережением графика, так как в этом заинтересованы региональные власти, рассматривающие их как кадровый ресурс школ.

Несмотря на определенные успехи в развитии психолого- педагогических классов, формы и методы работы там в ряде случаев остаются такими же, как 25–30 лет назад. Так что внимание на такие классы стоит обратить педагогическим вузам: выяснить, какие учителя там работают, готовы ли они вести детей за собой, как они представляют им педагогическую профессию в десятилетней перспективе, какие ценностные смыслы предлагают. Поддержка со стороны высшей школы в данном случае поможет избежать многих проблем.

Важной формой работы с учениками классов психолого- педагогической направленности являются ежегодные юношеские педагогические форумы.

В октябре 2022 года в «Орленке» состоялся Второй юношеский педагогический форум, его участниками стали 300 учеников 9–11 классов из всех регионов страны. 21-дневная программа форума была очень напряженной, с ребятами встретилась заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Викторовна Васильева – получился серьезный разговор о ценностях, смыслах, задачах и ориентирах педагогической профессии, о ее развитии в ближайшей перспективе. Полагаю, в дальнейшем стоит проводить не только такие федеральные слеты, но и аналогичные региональные мероприятия с обязательным участием педагогических вузов.

Перспективная тенденция развития классов психолого-педагогической направленности – открытие в них профилей, связанных прежде всего с математикой, физикой, химией, биологией

Это расширит возможности выбора для школьников, проявивших интерес и способности не только к педагогической деятельности, но и к предметам, учителей которых сегодня не хватает в ряде регионов. 

Этот аспект, как и многие другие, отражен в методических рекомендациях по сопровождению психолого-педагогических классов, которые подготовила Академия Минпросвещения России. Нам вместе важно организовать на этом направлении серьезную, системную, содержательную работу.

Ядро для учителя будущего

В педагогическом образовании необходимо обеспечить единые подходы к содержанию предметной, методической и практической подготовки педагога в любом вузе страны. Именно поэтому было сформировано Ядро высшего педагогического образования, и уже в этом учебном году все первокурсники педагогических вузов – будущие учителя – обучаются по обновленным программам, имеющим единую структуру и направленным на достижение единых результатов.

Особое внимание в подготовке педагогов теперь уделено воспитанию. В число профессиональных модулей, наряду с психолого-педагогическим и предметно-методическим, входит модуль воспитательной деятельности. Современный педагог должен уметь не только обсуждать с ребятами предметное или метапредметное содержание образования, но и формировать у них ценностные ориентиры. Еще одна важная особенность – большой блок практики, когда студенты приходят в образовательные организации своего региона, наблюдают за их работой и участвуют в этой работе.

Благодаря комплексной программе «Учитель будущего поколения России» в педагогических вузах изменилось образовательное пространство. До недавнего времени имел место определенный диссонанс, когда педагогические университеты оснащались хуже, чем многие школы. Теперь же там появились технопарки универсальных педагогических компетенций, педагогические технопарки «Кванториум», хорошо оснащенные предметные кабинеты, площадки для проведения демонстрационного экзамена. С первого курса студенты знакомятся с современной образовательной средой, в технопарки приходят школьники и их учителя. 

Современные образовательные пространства в педагогических вузах становятся площадками для школьного эксперимента, для проектной и исследовательской деятельности. Их возможности необходимо использовать институтам развития образования и методическим службам, формируя единую систему профессионального развития педагогов в регионе. 

Педагогическим технопаркам «Кванториум» еще предстоит внести свой вклад в формирование технологического суверенитета страны, так как они ориентированы на естественно-научные и технологические направления, важные для воспитания инженерной элиты

Неудивительно, что интерес к сотрудничеству с современными, хорошо оснащенными педагогическими вузами проявляют субъекты Российской Федерации.

Например, в Самарской области мы видим, как регион самостоятельно формирует запрос на дипломные работы студентов Самарского социально- педагогического государственного университета, тем самым влияя на развитие своей системы образования. Результаты фундаментальных и прикладных исследований можно будет транслировать в массовую практику через школы и методические службы.

Учиться быть классным

В контексте дальнейшего развития воспитательной работы в школе главным вызовом для Академии Минпросвещения России в 2022 году стала организация массовой подготовки классных руководителей к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном». Об этом проекте мы подробно рассказывали в предыдущем номере журнала. Сейчас продолжается проект «Классный марафон», еженедельные трансляции, посвященные предстоящим занятиям, организованы при поддержке педагогических вузов, и это очередной пример объединения усилий коллег для решения поставленных задач.

Совместными усилиями был создан и телеграм-канал «Разговоры о важном», число подписчиков которого превысило 250 тыс., – в российской системе образования это канал-рекордсмен. Сейчас мы формируем предметные каналы для учителей физики, химии, биологии, которые также станут частью единого пространства просвещения педагогов.

Экосистема ДПО объединяет более полумиллиона российских учителей, которые повышали квалификацию или в нашей Академии, или в региональных институтах развития образования.

Что касается классных руководителей, то для них в Академии Минпросвещения России есть и другие проекты. Это курсы повышения квалификации «Школа современного классного руководителя», через которые уже прошли более 70 тыс. слушателей, тренажер «Учусь быть классным», представляющий собой набор кейсов и вариантов их решений. Каждое решение визуализируется реакцией ученика и сопровождается анализом выбранного способа действий, то есть слушатель может попробовать свои силы в реальных педагогических ситуациях.

Чтобы курсовая подготовка была результативной, педагог должен иметь возможность пройти диагностику своих профессиональных затруднений. Академия разработала материалы для такой диагностики, они внедрены в нашу цифровую экосистему. Учителя русского языка, математики, физики, химии и биологии могут определить уровень своих профессиональных предметных и ИКТ-компетенций, а руководители – управленческих компетенций.

Диагностика дает возможность организовать адресное повышение квалификации с учетом выявленных затруднений, когда педагог может выбрать те программы дополнительного профессионального образования, которые важны именно ему. В федеральном реестре, с помощью которого формируется единое пространство дополнительного профессионального образования, размещены уже 1700 таких программ. Они прошли профессионально-общественную экспертизу, для них характерны единая структура, единые требования к качеству, единые смысловые установки.

12.jpg

Они посвящены, в частности, ФГОС общего образования, подходам к формированию функциональной грамотности, развитию цифровых навыков и обеспечению информационной безопасности детей, организации воспитательной деятельности.

Мы продолжаем развивать цифровую экосистему дополнитель- ного профессионального образования. Из более 150 представленных в ней программ отмечу флагманский курс «Школа современного учителя», «Искусственный интеллект» (для учителей информатики), «Информационную безопасность и цифровые технологии в образовании», программы для руководителей.

В 2023 году планируем открыть доступ к экосистеме ДПО студентам педагогических вузов, чтобы еще на этапе получения высшего образования они понимали, в какой среде им предстоит повышать квалификацию в будущем.

Источник: Apkpro


Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии