Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Главное // Новость

Подготовка педагогических кадров в Российской Федерации: консолидация усилий для достижения общих целей


Подготовка педагогических кадров в Российской Федерации: консолидация усилий для достижения общих целей
Фото: vo.apkpro.ru

vasileva1.jpg

Продолжается работа по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров в соответствии с национальными целями развития страны. Добиться результатов в этой работе можно только при условии консолидации усилий всех тех, кто имеет отношение к обучению, повышению квалификации, переподготовке и сопровождению учителей, считает заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева. В колонке для журнала «Время образования» она рассказывает о системе непрерывного педагогического образования и о стоящих перед ней задачах.

Сегодня перед российской системой образования стоят очень непростые задачи, хотя, наверное, не было периода, когда их можно было назвать простыми. Они всегда сложны и всегда ориентированы на перспективу – ведь мы готовим учеников к жизни в будущем и поэтому должны смотреть на шаг вперед.

Одна из ключевых задач – формирование единого образовательного и воспитательного пространства

Это уже не теория, а практика: необходимые изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены, подзаконные акты приняты, и мы включаемся в работу в едином образовательном пространстве. Все те, кто готовит учителей и в дальнейшем их сопровождает, в ней непосредственно участвуют.

Единое образовательное пространство формируется не только в общем образовании. Например, если раньше повышение квалификации и переподготовка педагогов осуществлялись в большом количестве разрозненных систем, то теперь здесь тоже необходимо достичь единства. Это касается и содержания образования, и приоритетов, в числе которых обеспечение технологического суверенитета нашей страны, воспитание подрастающего поколения в духе традиционных ценностей в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809.

Мы живем в особое время – наша страна прирастает новыми субъектами Российской Федерации, а значит, в системе образования появляются новые работники, новые учащиеся и студенты. И мы помогаем регионам как можно спокойнее интегрироваться в российскую систему образования. Это делается не только на федеральном уровне, но и в рамках дружеских, шефских отношений между субъектами Российской Федерации, университетами, другими образовательными организациями.

В июне 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Уверена, что для каждого читателя журнала «Время образования» она является одним из основных рабочих документов. Ключевая цель концепции – совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития страны, а в конечном счете – повышение качества общего образования. Это становится возможным только в условиях консолидации усилий всех тех, кто имеет отношение к обучению, повышению квалификации, переподготовке учителей, к их сопровождению в повседневной работе.

Педагогические кадры для системы образования готовят образовательные организации разного типа, уровня и ведомственной подчиненности. Это 34 университета и института, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, в названии которых есть слово «педагогический». Это и классические университеты, подведомственные Минобрнауки России, и многие другие вузы, где также реализуются образовательные программы по 44-й укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». Это и профессиональные образовательные организации, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В систему непрерывного педагогического образования входят и те образовательные организации, которые осуществляют постдипломное обучение, поддержку и сопровождение учителей, – ИРО или ИПК. В разных регионах они называются по-разному, но суть их работы от этого не меняется. Хорошо подготовленный учитель, только что вышедший из стен университета и пришедший в школу, наверное, еще не является в полной мере профессионалом своего дела, и постоянное повышение квалификации, профессиональное развитие – важная составляющая его успеха.

Повышение качества общего образования становится возможным только в условиях консолидации усилий всех тех, кто имеет отношение к обучению, повышению квалификации, переподготовке учителей, к их сопровождению в повседневной работе

К подготовке педагогических кадров так или иначе имеют отношение руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ведь качество учительства – залог успешности региональных образовательных систем. С повседневным трудом педагогов связаны муниципальные органы управления образованием, муниципальные методические службы. Все эти управленческие и иные структуры, образовательные организации, участвуя в реализации Концепции, должны работать на достижение общих целей.

Наступающий 2023 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника. Это очень важное решение, свидетельствующее о высоком статусе, особой роли и миссии учительства. Конечно, мы должны использовать эту возможность на благо системы образования. Мероприятия, которые пройдут в связи с этим в 2023 году, в очередной раз продемонстрируют всем участникам образовательных отношений, что профессия учителя является не просто ключевой в сфере образования, но и системообразующей для Российского государства и общества.

Источник: Apkpro


Читайте также в рубрике «Главное»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии