Главное // Новость
Ирина Тараданова: В Академии Минпросвещения создан Федеральный методический центр
- Ирина Тараданова
- /
- 27 декабря 2021
О развитии методической службы в нашей стране, месте методической службы в единой системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и о создании в Академии Минпросвещения России нового структурного подразделения – Федерального методического центра рассказывает заместитель директора Академии Минпросвещения Ирина Тараданова.
Сопровождением профессионального роста и развития педагогических и управленческих кадров традиционно, как помните, занимались муниципальные методические службы. В настоящее время их присутствие в единой муниципально-региональной образовательной системе малозначительно. Анализ сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и сайтов организаций дополнительного профессионального педагогического образования 85 субъектов Российской Федерации показал, что информация о муниципальных методических службах присутствует только на сайтах 21 субъекта Российской Федерации. Это связано, видимо, с целым рядом причин, одной из которых является отсутствие законодательного закрепления существования муниципальных методических служб. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат нормы, обязывающие к созданию и развитию методической службы на муниципальном уровне. Вместе с тем региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников способна помочь в решении новых актуальных задач, соответствующих духу времени и запросам общества на качественное образование, таких как:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- сопровождение введения обновленных ФГОС общего образования;
- повышение качества массового школьного образования, выравнивание результатов школ с низкими показателями качества образования;
- использование моделей цифрового образования.
Исходя из необходимости нахождения в правовом поле, предлагается при организации и развитии научно-методического сопровождения педагогических работников применять уже имеющиеся правовые основания и возможности. Минпросвещения России совместно с Академией Минпросвещения России подготовило письмо, описывающее подходы к организации региональной методической службы, подбору кадров и т. п.
Методическая служба рассматривается как неотъемлемая составляющая единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и, соответственно, деятельность методических служб (термин «методическая служба» применяется не как некая институция, а как давно сложившееся и устоявшееся понятие, характеризующее деятельность по оказанию методической поддержки и помощи педагогам) рассматриваются в строгом соответствии с приоритетными национальными задачами, определенными Президентом РФ и Правительством РФ, и с учетом Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Рассмотрим место методической службы в единой системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Молодой человек, окончив школу (возможно, пройдя предварительное обучение в классе психолого-педагогической направленности), поступает в педагогический колледж или вуз и успешно завершает получение профессионального образования в нем. Далее молодой специалист приходит на работу в школу. Здесь, возможно, за ним закрепляют наставника. С этого момента он вовлекается в орбиту непрерывного педагогического образования и профессионального роста. Система непрерывного педагогического образования и профессионального роста условно состоит из формального и неформального блоков (треков). Формальный трек непрерывного педагогического образования – это прежде всего регулярное, 1 раз в 3 года, повышение квалификации по программам ДПО в объеме часов, позволяющем получить документ установленного образца. Сюда же можно отнести и освоение адресных ДПП по результатам диагностики и системного анализа образовательного запроса, практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок, в том числе на базе инфраструктуры НП «Образование», ДПП в сетевой форме. Неформальный трек непрерывного педагогического образования и профессионального роста – это участие педагога в профессиональных конкурсах, работе профессиональных сообществ (ассоциаций, клубов), исследовательской деятельности, работа в качестве эксперта или наставника и многое другое. И между этими треками непрерывного педагогического образования и профессионального роста находится зона ответственности методической службы (это так называемый межкурсовой период).
На региональном уровне, как известно, в организациях дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в настоящее время созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства (далее – ЦНППМ), которые являются ядром региональной методической службы и выступают координаторами региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. ЦНППМ призваны осуществлять адресную методическую поддержку / консультирование / сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, а также координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений. В ЦНППМ из числа штатных сотрудников или на условиях совместительства формируется методический актив (пул) региональных методистов.
Основу методического актива должны составить педагоги высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет
В состав методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, эксперты, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных сообществ и ассоциаций, педагоги, имеющие стабильно высокие результаты обучающихся и прошедшие повышение квалификации на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» или регионального ИРО/ИПО, а также успешно прошедшие диагностику методических компетенций, проводимую ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» совместно с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Оплата труда региональных методистов может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств региона. Основанием для определения количества региональных методистов является перечень видов реализуемой деятельности, объем планируемых мероприятий, прогноз численности педагогических работников и организаций, которым должна быть оказана методическая поддержка. Количество единиц региональных методистов рекомендуется определять из расчета 1 единица на 200–250 единиц педагогических работников в зависимости от местных условий и с учетом возможностей региона. В интересах финансового обеспечения и укрепления методической службы полагается целесообразным рассмотреть возможность перераспределения средств в государственном задании подведомственных организаций дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в пользу работ по методическому и научно-методическому обеспечению образовательной деятельности.
Важным фактором при формировании методического актива является доступность методической поддержки для всех муниципалитетов, муниципальных образовательных организаций, педагогов и управленческих кадров. Предлагаются два варианта организации работы региональных методистов: педагог является штатным сотрудником образовательной организации (основное место работы) и выполняет функции регионального методиста по совместительству в ЦНППМ ИРО/ИПК либо является штатным сотрудником ЦНППМ ИРО / ИПК (основное место работы) и осуществляет педагогическую деятельность как совместитель в образовательной организации. Практическая педагогическая деятельность региональных методистов позволит более эффективно и адресно:
- выявлять профессиональные дефициты педагогических работников;
- внедрять в процесс профессионального развития педагогических работников программы формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);
- совершенствовать предметные компетенции педагогических работников;
- выстраивать индивидуальные маршруты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
- вовлекать педагогов в экспертную деятельность;
- проводить профилактику профессионального выгорания педагогов;
- оказывать поддержку молодым педагогам и реализовывать программы наставничества педагогических работников;
- оказывать методическую помощь учителям с низкими результатами обучения.
Таким образом, целесообразно провести работу по формированию реестра региональных методистов, включающего следующие данные: ФИО педагога, дата его рождения, уровень полученного образования, специальность, прохождение курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки, основное место работы, занимаемая должность, опыт методической работы.
Также важно оказывать поддержку муниципальным методическим службам, координировать их деятельность, вовлекать в процессы сетевого взаимодействия, встраивать их в единое научно-методическое пространство региона. Эффективным средством, влияющим на качество обучения, является своевременное использование в качестве современного методического инструмента имеющейся в регионе образовательной инфраструктуры, в том числе созданной в ходе реализации национального проекта «Образование» (центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и «IT-кубов», а также центров опережающей профессиональной подготовки).
Дополнительно информирую о создании в ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» структурного подразделения – Федерального методического центра (далее – ФМЦ).
Деятельность ФМЦ направлена на выработку единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров
Центр является «точкой входа» для региональных методических служб. ФМЦ разрабатывает типовые документы для организации методической работы, составляет методические кейсы по актуальным вопросам содержания общего образования, изучает и тиражирует лучшие практики, проводит мониторинги, разрабатывает и реализует программы ДПО для методистов, организует тренинги, выездные семинары, мастерские, мастер-классы, вебинары, совещания, консультации для сотрудников методических служб.
Таким образом, методическая служба в Российской Федерации представляет собой вертикально интегрированную систему профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет целевой направленности на формирование и развитие предметных и методических компетенций, необходимых для успешного решения задач, вытекающих из целевых ориентиров государственной образовательной политики.