Опыт регионов // Новость
Стильные аудитории, современная техника, молодые педагоги: как работает школьный «Кванториум» в Омске
- /
- 26 декабря 2021
Гимнастка Ирина Чащина, футболист Дмитрий Сычев, актер Сергей Чонишвили – омская школа № 77 гордится своими знаменитыми выпускниками. В остальном до недавнего времени она считалась вполне обычной: построенное 50 лет назад здание в глубине жилого квартала в центре города, наполняемость – более тысячи детей, вторая смена в нескольких параллелях. А три месяца назад здесь был открыт первый в городе школьный «Кванториум».
Подготовка к его открытию началась гораздо раньше – с ноября 2020 года, а основные работы пришлись на лето. За счет городского бюджета (порядка 8 млн рублей) спроектировали помещения и сделали в них ремонт, за счет федерального бюджета закупили оборудование (порядка 20 млн рублей).
Помещения
«Кванториум» в школе № 77 – распределенный. Кабинеты химии, физики и биологии – среди обычных учебных классов, а три квантума – робоквантум, хай-тек, гео-/ аэроквантум и проектная зона – сосредоточены в одном крыле на первом этаже.
Кабинеты физики и химии спроектированы иначе, чем принято в школах. Каждый кабинет состоит из двух зон – первая для теоретических занятий с обычными партами и стульями, вторая для практических и лабораторных работ. В рабочей зоне – столы-«острова» с подведенным электричеством, а в кабинете химии – еще и с водопроводом (подводка есть и на демонстрационном столе учителя). Так что во время урока одна часть класса может изучать теорию, а другая – ставить опыты и проводить эксперименты.
Для занятий биологией выделили два отдельных кабинета: один – обычный для изучения теории, второй – с большим продолговатым столом посередине – для практики. Часть школьного здания, где расположены квантумы и проектная зона, раньше принадлежала учреждению дополнительного образования – Центру творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» (в Омске он также выполняет функции городского методического центра). В связи с открытием «Кванториума» его сотрудников перевели в основное здание, и теперь это пространство – главная достопримечательность школы.
Цвет стен выбирали всем школьным коллективом из предложенных в брендбуке. В учебных кабинетах одна из стен – акцентная, например фиолетовая или зеленая, а остальные – нейтральных цветов. Проектную зону покрасили в яркий оранжевый цвет, чтобы удивлять посетителей.
Оборудование
До открытия «Кванториума» современного оснащения для изучения естественно-научных дисциплин школе явно не хватало. Исключением был класс биологии – здесь оборудование удалось получить по нацпроекту «Образование».
Теперь же ситуация резко изменилась: получены новые лаборатории по физике, химии и биологии, а также оснащение для каждого квантума. В робоквантуме это ноутбуки, роботы, всевозможные приспособления для инженерного творчества. В квантуме хай-тек – мастерской для материализации проектов – стоят 3D-принтеры и сканеры, станки с ЧПУ, фрезерные и лазерные станки: на них можно работать с деревом, пластиком, мягкими металлами. Есть даже паяльная станция со специальным утюгом для травления печатных плат.
В гео-/аэроквантуме ребята изучают геодезию и картографию, занимаются моделированием и учатся управлять беспилотниками. На стеллажах стоят дроны – цена каждого – около 250 тыс. рублей. На полеты одного из дронов, который может подняться на несколько тысяч метров и работать при температуре –10 градусов, школа сейчас получает разрешение Росавиации.
В коридоре перед входом в проектную зону стоит массивная инсталляция – стенд с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, где каждый элемент – цветной крутящийся кубик. Это подарок от города – раньше он экспонировался на выставке ландшафтного дизайна под открытым небом.
В самой проектной зоне – разноцветные кресла, столы и стулья для групповой работы, большой экран и полигон для запуска беспилотников – огороженное сеткой пространство с двумя обручами, висящими внутри. На открытии «Кванториума» мэр Омска Оксана Фадина попробовала себя в роли оператора беспилотника – управляла им с планшета и, как вспоминают очевидцы, потратила немало времени и сил, чтобы летательный аппарат выполнил команды.
Ученики
Школьный «Кванториум» – ресурс, открытый для всех, подчеркивает директор школы № 77 Елена Дектярева.
Взаимодействие с другими школами осложнено в условиях пандемии, но это влияет лишь на темпы развития сотрудничества, но не на содержание.
Прежде всего посетители «Кванториума» – это ученики школы № 77. В естественно-научных классах проводятся обычные занятия для основного и старшего звена, в трех квантумах – дополнительные занятия для всех параллелей, начиная с первоклашек.
Еще одна категория – дети из других школ города, для которых предназначены программы дополнительного образования в трех квантумах. Например, занятия здесь проводятся для учеников аэрокосмических классов (таких классов в городе 5, а вскоре будет 15). Из некоторых школ детей сюда привозят централизованно – на школьных автобусах, но можно записаться и по собственной инициативе через городской портал. В гео-/аэроквантуме также занимаются студенты профессионального колледжа – будущие геодезисты.
Если квантумы робототехники и хай-тек пользуются спросом у многих школьников независимо от профессиональных интересов, то гео-/ аэроквантум специализированный, тут требуется особый интерес. Впрочем, сюда приходят не только те, кто уже определился, но и те, кто хочет попробовать себя в незнакомом деле. Так что задача учителя в данном случае – заинтересовать ученика.
И, наконец, третья категория – педагоги. Городские учителя повышают здесь квалификацию по физике, биологии, химии и технологии, а областные, в том числе работающие в «Точках роста» в разных муниципалитетах, – по физике и биологии (по химии необходимое оборудование есть в ЦНППМ Института развития образования Омской области, и они учатся там).
Педагоги
Перед тем как приступить к работе в «Кванториуме», учителя-предметники отучились сначала на федеральных курсах, организованных Академией Минпросвещения России, а затем на региональных, организованных Институтом развития образования Омской области. Федеральная часть проходила онлайн, а региональная – очно, чтобы полученные знания можно было «преломить» и применить на практике, приобрести навыки работы с оборудованием.
А к преподаванию по программам дополнительного образования в квантумах пригласили студентов Омского государственного технического университета. С сентября по ноябрь набрали семь человек, и для администрации школы они стали предметом гордости. «Молодые, красноречивые, внешне очень приятные, один юноша на диктора Игоря Кириллова похож», – рассказывает директор.
В квантуме робототехники работает студент ОмГТУ Егор Васильев. Идет занятие с первоклассниками, и он им объясняет, как работают простейшие передачи на примере двух шестеренок, что такое передаточные отношения, почему одна шестеренка крутится медленно, а другая – быстро и что будет, если поставить между ними еще одну шестеренку, чем ременная передача отличается от карданной и реечной. Казалось бы, для учеников начальной школы материал непростой, но Егор настолько доступно и увлеченно его излагает, отвечает на вопросы, что особых сложностей не возникает.
Любимое занятие для детей постарше – программирование роботов, здесь же в классе – небольшой полигон с разметкой, где можно устраивать бои роботов. И хотя Егор раньше робототехнику не преподавал, опыт проектирования и организации боев роботов у него остался со школьных лет.
На вопрос, каким образом он решил стать педагогом дополнительного образования, обучаясь на инженера, Егор отвечает, что пойти поработать в школу ему порекомендовал университетский преподаватель: «Наверное, потому что я учусь хорошо». Работа пришлась по вкусу, тем более что оборудование новое, современное – обычно для занятий робототехникой школы закупают что попроще.
Еще один студент ОмГТУ – Илья Танцерев – преподает в гео-/ аэроквантуме. В школу его позвал друг по университету, который уже начал здесь работать, – Илья прошел собеседование, и его тоже приняли. У него интерес к педагогике связан еще и с семейными традициями: мама и бабушка – учителя, к тому же мама – географ.
Представители администрации школы охотно перечисляют достоинства студентов-технарей в их новом педагогическом амплуа – умение говорить с детьми на одном языке, знание техники, отсутствие стереотипов, обучаемость, амбициозность (профессия педагога может стать для них социальным лифтом), социальная активность и так далее. Но это отнюдь не означает, что школа получила специалистов, полностью готовых к работе.
Для профессиональной поддержки ребят директор ввела должность методиста, и на полставки с ребятами стала работать кандидат наук, учитель географии – учить их основам детской психологии и методики, структурированию занятий и так далее. По мнению директора, ребятам свойственно стремление к повышению своей профессиональной компетенции, так что их направят на профессиональную переподготовку и сделают все возможное, чтобы они закрепились в школе. При этом не стоит утверждать, что в «Кванториуме» чувствуют себя комфортно исключительно молодые инженеры – есть примеры успешной работы и профессиональных педагогов, просто это воспринимается как норма жизни.
Учитель биологии Наталья Георгиевна Грязнова с тридцатилетним стажем известна в школе достижениями своих учеников – высокими баллами на ЕГЭ и ОГЭ, успехами на олимпиадах. Недавно она по собственной инициативе решила проверить себя – сдала ЕГЭ по биологии на общих основаниях и набрала 97 баллов. О своем результате никому не рассказывала – директор узнала об этом случайно. Новый кабинет биологии для нее – еще одна возможность добиваться высоких результатов.
Результаты
Эффект работы «Кванториума», который в школе ощутили еще до его открытия, – рост ее популярности в микрорайоне, рост интереса со стороны семей, в целом улучшение имиджа.
Еще в прошлом учебном году родители звонили в школу и интересовались, действительно ли здесь появится современное оборудование, а в сентябре обязательной составляющей родительских собраний в каждом классе стала экскурсия по квантумам и новым учебным кабинетам.
Другой эффект – дальнейшее развитие профильного образования на старшей ступени. В следующем учебном году предстоит открытие химико-биологического класса – раньше те, кто проявлял интерес к химии и биологии, вынуждены были или переходить в соседнюю гимназию, или оставаться в гуманитарном классе, изучая эти предметы в рамках дополнительного образования. Благодаря «Кванториуму» и учеба в классах физико-математического профиля, существующего в школе давно, станет привлекательнее.
В целом возможности получения качественного бесплатного образования в области естественных наук и инженерии в Центральном административном округе Омска, да и в целом в городе значительно возросли. На сегодняшний день в «Кванториуме» школы № 77 занимаются порядка 450 детей, в том числе из других образовательных учреждений – порядка 120, причем их число постоянно растет.
Федеральным оператором сети детских технопарков «Кванториум», осуществляющим их организационно-методическое и информационное сопровождение, является Академия Минпросвещения России.
Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» города Омска Вячеслав Шестаков:
«Школа № 77 стала площадкой для открытия «Кванториума» прежде всего потому, что в последние годы она постоянно улучшает свои образовательные результаты. Был период, когда качество подготовки ребят здесь оставляло желать лучшего, но благодаря усилиям педагогического коллектива, грамотной организации методической работы он остался в прошлом. Нет сомнений, что «Кванториум» станет еще одним важным фактором, способствующим дальнейшему повышению качества образования в этой школе, развитию естественно-научного и технического направлений подготовки.»
Заместитель Председателя Правительства, министр образования Омской области Татьяна Дернова:
«Три года назад в Омске был открыт первый региональный технопарк. Год спустя на его базе был запущен областной «Кванториум», еще через год в районах области заработал мобильный «Кванториум». Все это – большая комплексная работа в рамках национального проекта «Образование». В 2021 году на базе школы № 77 Омска открылся первый школьный «Кванториум». До 2024 года мы создадим еще пять таких технопарков в городских школах и гимназиях. Посещать занятия в них смогут ученики не только непосредственно тех школ, где они расположены, но и других учреждений. Так мы постепенно охватим всю территорию города.»