Народный учитель // Новость
Сергей Николаевич Назаркин: О деле своей жизни и ученике Тимофее Плотникове
- /
- 26 декабря 2021
Сергей Николаевич Назаркин – руководитель «Точки роста» в Кисловской школе Томской области рассказывает о деле своей жизни и ученике Тимофее Плотникове, который проводит мастер-классы в Академии Минпросвещения России.
Так сложилось, что в 1989 году сразу после окончания Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) я начал работать учителем радиоэлектроники и информатики. Это была моя родная школа в Целинограде, сейчас это Нурсултан в Казахстане. Информатика тогда только-только делала первые шаги, компьютеров в школе еще не было, но информатика уже начиналась.
В области тогда готовили команду на олимпиаду Казахстана по информатике. Я участвовал в подготовке команды школьников города, и в результате ребята из Казахстана вышли на финал олимпиады СССР. Это была первая олимпиада по информатике, ведь компьютеров было очень мало.
В 1992 году получил высшую категорию учителя, а в 1994 году вернулся в Томск, на свою родную кафедру, где начал преподавать и создал специализированные классы ТУСУР. Ребята из разных городов России и из Казахстана приезжали, жили в общежитии, учились в школе и вместе со студентами учились в вузе. Примерно как сейчас в Новосибирске, Сочи и в Москве, в ТУСУРе специализированные 9–11 классы работают до сих пор.
Работая в вузе, занимался с детьми очень много и не только в специализированных классах школ Томска, но практически по всей Сибири: мы ездили и готовили детей к поступлению в технические вузы, к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам. С 2000 года стал работать в Центре «ТУСУР-Телеком», в Центре информационных технологий в своем вузе. Это отдел, который занимался всеми информационными системами вуза, интегрируя их в единую систему.
С 1989 года я достаточно профессионально занимался спортом: ориентирование, радиоориентирование, охота на лис, ездил на чемпионаты СССР – и знаю, что такое спорт и методики высоких достижений. Несколько раз участвовал в чемпионате СССР, выигрывал в соревнованиях, командно выигрывали, были чемпионами СССР.
Об опыте проектной работы
В 2004 году в ТУСУРе был открыт первый студенческий бизнес-инкубатор, где были проектные группы. У меня были ребята, студенты с первого по пятый курс, которые занимались по индивидуальным планам в вузе и работали как сотрудники – создавали и интегрировали информационные системы: контингент, бухгалтерия, успеваемость. До 2015 года работал в вузе, занимался интеграцией этих систем, участвовал в проектах нескольких федеральных вузов по развитию инфраструктуры. Кроме этого, вместе с фирмой IBS (информационные бизнес-системы) мы занимались информационными системами, которые объединяли все вузовские ресурсы, такие проекты, кроме ТУСУРа, внедрялись в Плехановском университете в Уральском федеральном университете, в Архангельском университете.
То есть уже во время учебы в вузе мои ребята, по сути, работали в реальных проектах, создавали реальные системы, объединяли их. Поэтому очень хорошо знаю жизненный цикл реального проекта: от его начала, создания, подготовки кадров до его сопровождения в дальнейшем, когда он уже закончен и работает. Проектов было много, и молодых студентов тоже было много, их нужно было готовить практически с нуля, потому что очень многие из них, приходя к нам, даже не представляли, что они будут делать, чем заниматься в будущем.
Новый этап – «Точка роста»
Огромный опыт проектной работы в вузе позволил мне в 2019 году стать руководителем «Точки роста» в школе, предстояло просто адаптировать проектную деятельность для школьников – создание проектов, ведение занятий, адаптировать проектный подход для детей и учителей. В основном я руководитель, а не педагог. У нас есть команда достаточно молодых учителей – с 22– 23 до 35–37 лет. Команда собралась за эти два года, моя задача –методически обеспечить работу «Точки роста» так, чтобы и идеологическая часть работала нормально, и методическая часть работала хорошо, чтобы формы обучения были теми, которые дают результат и знания.
Тимофей – простой ребенок с высокой мотивацией
Тимофей Плотников, ученик 10 класса МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района, 16 лет
У нас есть дети с высокой мотивацией, которые занимаются индивидуально. Допустим, тот же Тимофей – это просто ребенок, который 2,5 года назад пришел к нам. У него просто высокая мотивация, и все, чего он достиг, – это его упорный труд, ну и методика, которая позволяет достигать высоких результатов.
Методику высоких достижений можно использовать не только применительно к спорту, но и к образованию
Она учит очень быстро учиться, мобилизовываться, быстро познавать новое, и, используя клиповое мышление, которое, как говорят, есть у детей, она позволяет очень быстро, правильно находить информацию, получать знания, адаптировать их. Потом, так как потребность в знаниях у детей все равно есть, они их начинают самостоятельно восполнять. То есть ребенок сначала получает историю успеха, а потом к ней получает достаточно хорошие знания, он мотивирован на эти знания, он умеет учиться.
Проектная форма обучения
У нас в школе реализована проектная форма обучения, есть классы по информатике, технологии, ОБЖ, которые делятся на команды, на группы. В каждом классе примерно 3–4 группы по 5–6 человек, и эти группы работают постоянно только в командном режиме, то есть есть лидер, есть роли, которые назначаются внутри группы. Лидер и роли могут меняться в зависимости от команды, но ребята все время работают в одинаковых условиях, и они учатся учиться, то есть учитель их не учит в традиционном понимании, он создает среду, где ребенок гарантированно найдет информацию, которая ему нужна для выполнения работы, и создает условия для работы команды.
При этом учитель не оценивает ребят – работу команды оценивает лидер по определенной шкале. Если член команды выполнил все задания, то, значит, набрал все возможные баллы, затем лидер выставляет оценки внутри группы, кто как работал, кто что делал. И обучение внутри таких групп более успешно, оно интереснее. В этом случае в группу вовлекаются все дети, в том числе с ОВЗ, и дети, которые не очень мотивированы. Это технология обучения «дети – детям», когда тот, кто осваивает материал быстро, учит других. Но, кроме этого, мы создаем условия для детей, которые работают индивидуально, а таких детей тоже очень много в школе, то есть ребенок делает всю работу самостоятельно и достаточно успешно.
Дети – детям
Как это работает Чуть подробнее о том, как дети, освоившие какую-то технологию, учат других. Эта технология обучения может быть разновозрастной, то есть одиннадцатиклассники могут учить пятиклассников, пятиклассники могут учить одиннадцатиклассников. Это работает очень хорошо.
У нас на осенних каникулах был недельный лагерь, где было 40 детей, они занимались разными проектами: творческими, технологическими, бизнес-проектами. Целую неделю жили вместе в одном корпусе, в одном лагере, с утра до вечера были с одними и теми же людьми, общались с экспертами, показывали свои проекты. Цель лагеря – сплотить детей с 5-го по 11-й класс, они вместе работали, вместе отдыхали, вместе делали проекты в смешанных группах. При этом ребята отдыхали и работали вполне нормально, никаких сложностей между собой и у педагогов при работе с детьми не было. Эту технологию обучения мы адаптировали под свою школу, но можно ее тиражировать.
До Урала – Кисловская, а после Урала – Кисловская школа
В нашей школе в Кисловке, а это поселок рядом с Томском, самый обыкновенный школьный коллектив, достаточно большой, проблемы, как у всех: школа рассчитана на 300 мест, учится 526 детей, работаем в две смены. Примерно 10% у нас дети с ОВЗ, около 30% – это дети, которые имеют дотационное питание. При этом ОГЭ мы сдаем не хуже, чем в общем по области, ЕГЭ тоже, то есть уровень школы достаточный, не очень высокий, но и не низкий, если брать общее образование.
Если говорить о новых технологиях, информатике, то здесь у ребят есть большие возможности, потому что есть «Точка роста».
И я как руководитель не только обеспечиваю ее работу, но и веду наставническую деятельность, при этом мои ребята – Тимофей, Ярослав, Лева и многие другие – не получают стандартное образование, которое получает обычный школьник. То есть на вопрос, как это включить или как это работает, они ответ никогда не получают.
В нашей школе учителя технологии и информатики работают в режиме наставников: смотрят, что происходит, какова учебная атмосфера, помогают какими-то вещами, связанными с созданием обстановки. При этом у других учителей и у родителей (и у детей тоже) может возникнуть такое ощущение, что наставник ничего не делает. Однако почему-то достижения у ребят становятся большими: они быстро осваивают технологию, они знают, как это работает. Почему это происходит – сначала непонятно. Однако за кажущейся «неработой» учителя во время урока есть подготовка «до», подготовка «после» и очень много разных вещей, которые нужно контролировать. У детей что-то не получилось, значит, нужно пересмотреть, как действовать дальше. В этом случае очень много индивидуальной работы и самообучения у самого учителя, и это необходимо для успешной работы с детьми.
По факту создается история успехов и поражений ребенка, идет работа вместе с детьми, генерируется атмосфера реальной жизни. Для них создаются условия, в которых они выполняют свои кейсы в реальности, с плюсами и минусами, и таким образом учатся. Мы не требуем от учеников сверхспособностей. От них требуют участия и выполнения посильных задач, то есть мы решаем в этом случае социальный вопрос, воспитательный, содействуем их социализации.
При этом задача наставника – дать то, что попросит ребенок. То есть, если ребенок попросил компьютер, ему дается компьютер, если нужно какое-то оборудование или расходный материал, он получает то и другое.
Рассказываю сказки на 100 баллов
Бывают ситуации, когда ученик задает какой-то вопрос или ему нужна помощь, тогда рассказываю ему сказки. Интересная история с Тимофеем: он недавно приехал из «Орленка», где ему нужно было решить задания Национальной технологической олимпиады (НТО) по математике, физике и информатике и одновременно вписаться в расписание «Орленка». При этом он решает математику и говорит: «У меня тут математика, я решил на 65 баллов. Больше времени нет». Я спрашиваю: «Что не решил?» Он отвечает: «Не знаю, что такое комбинаторика, не знаю, что такое теория вероятности, и сложности с факториалом». Говорю ему: «Ты почитай на ночь. А вдруг ничего сложного в этом нет – в теории вероятности, в комбинаторике». Тот, кто знает теорию вероятности и комбинаторику, особенно в вузах, понимает, что ребенок ничего не сделает. Это нормально, не все студенты справляются. В 12 часов следующего дня он мне пишет: «100 баллов», то есть он решил задачи, набрал максимальные баллы по всем предметам, прошел на три выбранных в НТО направления. История успеха – это просто отсутствие страхов и умение очень быстро искать нужную информацию и осваивать материал.
Тимофей – просто ребенок с высоким мотивационным статутом и умением доводить начатые вещи до конца
И я ответственно заявляю, что это масштабируемо. Он в этом смысле не уникален. Например, после поездки в «Орленок» он сказал: «Наконец-то увидел тех людей, с которыми я могу разговаривать на одном языке, и там есть те, которые умнее меня, они больше знают по математике или по физике, они лучше работают».
Еще, допустим, Тимофею, когда он не мог нейронную сеть подключить к коптеру, я рассказал сказку о Кощее Бессмертном, о том, что жизнь Кощея была в иголке, а иголка была в яйце, а яйцо было в утке, а утка – в зайце и так далее. Рассказал буквально это, на следующий день парень решил вопрос, он ассоциативно понял, как ему решить задачу.
Та же история происходит у нас с другими ребятами. Например, Ярослав, восьмиклассник, ему нужно было напечатать на футболках логотипы, которые они придумали для лагеря. Он пришел ко мне, не зная технологию, прошел день – первую букву напечатал, еще через два дня он напечатал все – футболки были готовы. То есть мы ему дали задачу и то оборудование, которое он запросил.
Таким образом идет обучение не всех, а только лидеров и ребят с высокой мотивацией, которые могут абстрактно мыслить, могут оценивать. Это те ребята, которые выходят на уровень высоких достижений, как Тимофей сейчас.
Спикер Тимофей
Когда ребенок начинает показывать высокие достижения, его необходимо уводить на индивидуальную траекторию или на индивидуальный план. Ведь вот представьте: Тимофей – спикер, он уже много раз выступал перед большой взрослой аудиторией, вел мастер-классы по разным технологиям. В сентябре, например, он выступал на форуме в Барнауле (форум для педагогов центров естественно-научной направленности. – Прим. ред.). Поэтому когда он приходит в класс на традиционные уроки, то понимает, что они для него уже не эффективны. При этом у него все хорошо в общении со сверстниками. Он – лидер среди них и очень хорошо воспринимается ребятами в школе.
Ученик, который умеет удивлять
В декабре месяце прошлого года Тимофей занимался в Intel вместе с доцентами и кандидатами наук из педвузов и с учителями школы на курсе по искусственному интеллекту. И после окончания курса он очень сильно удивил Intel, сказав: «Ребята, вы тут рассказываете, что вы будете делать, а мы это уже делаем. И вы говорите – с 16 лет или с 14 лет, а мы это делаем уже в 10 лет».
И его лекция является бонусной в курсе «Искусственный интеллект в профессиональной деятельности педагога» в курсе Академии Минпросвещения, Тимофей подготовил обучающий видеоролик для курса, который Intel тоже будет использовать.
Лишь часть достижений Тимофея:
- Победитель Всероссийского научно-технического конкурса «ИнтЭРА» в номинации «Беспилотные летательные аппараты»
- Победитель Всероссийского конкурса на обучение по тематической программе «Кампус молодежных инноваций «ЮниКвант» в ВДЦ «Орленок»
- Финалист Всероссийского конкурса для учащихся сельских школ и малых городов «АгроНТИ 2020» и «АгроНТИ 2021»
- Один из организаторов финала НТО по профилю «Автономные транспортные системы» совместно с ГК «Геоскан»
- Тренер программы Intel AI for Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого»
- Спикер второго форума руководителей «Точка роста 2020» – диплом «Лучший видеоролик»
- Спикер форума в СФО «Кванториум», «IT-куб», «Точка роста»: инфраструктура нацпроекта «Образование» для развития способностей и талантов детей, мастер-класс «Создание 3D-модели местности (ортофотоплана)»
- Спикер регионального научно-методического семинара для руководящих и педагогических работников «День учителя технологии»
- Победитель RoboCup Russia Open 2021 в соревновании CopterCUP
- Совместные проекты с компаниями ГК «Геоскан», ГК «ОмегаГрупп», «Пикасо 3д», НЦ «Полюс» (г. Томск), компания BELSI, ЦАП «Зеленая улица»
- Совместные проекты с детским технопарком «Кванториум. Новатория» (г. Иваново), детским технопарком «Кванториум» (г. Томск), «СОШ № 1 г. Тосно», НГАУ, НГПУ
- Участник TEDxTomsk
- Победитель нескольких региональных хакатонов НТО
…И создавать беспилотники
Еще Тимофей занимается БПЛА в этой сфере, ведь он не только финалист «АгроНТИ», но и участник в организации финала этой олимпиады в 2020/2021 году. Совместно с компаниями «Академия высоких технологий», «Геоскан» и Московским политехническим университетом он в качестве организатора вместе с другими ребятами готовил финал по управлению квадрокоптерами по направлению «Автономные транспортные системы» в олимпиаде НТИ (сейчас НТО). Они придумывали задание, отлаживали его и обеспечивали вместе с организаторами проведение финала.
В 2020 году Тимофей вместе с компанией PICASO 3D организовывал удаленную 3D-печать и получил от компании пожизненную гарантию на 3D-принтер: он его может разбирать как угодно и собирать как угодно, получая от компании необходимые запчасти.
Чем дети интересны? Своим подходом. И, работая вместе с представителями компаний-партнеров, они, по сути дела, дают новую ветвь, новое направление деятельности компании. У них другой подход к образованию, у них другой подход к мышлению, у них другое восприятие мира, и они помогают фирме адаптировать свою продукцию под детей, которые скоро станут взрослыми.
Тимофей Плотников:
«Увлекаюсь новыми технологиями: беспилотными летальными аппаратами, искусственным интеллектом, робототехникой, 3D-моделированием и прототипированием, виртуальной реальностью. Иногда интересно заниматься актерским мастерством, танцами, созданием видео от сценария до монтажа. И для этого всего я использую проектную деятельность как инструмент. Работаю с предприятиями из реального сектора экономики, веду проекты, провожу апробацию их оборудования, создаю методические пособия».
А теперь о самом интересном
Мы тесно сотрудничаем с Новосибирском, с лагерем «Зеленая улица», так вот: Тимофей три смены работал в этом лагере преподавателем, вел занятия у ребят 7–18 лет, которые занимались проектной деятельностью, роботами, коптерами, 3D-печатью. Но мы договорились о том, что Тимофей одну смену побудет ребенком, и он одну смену занимался актерским мастерством – прошел строгий кастинг, участвовал в четырехдневном хакатоне.
Каждый день по 12 часов они занимались пением, хореографией, актерским мастерством, сценическим искусством, написанием сценариев, постановкой, режиссурой. В итоге он занял первое место по области в мастер-классе по актерскому мастерству. Актерское мастерство – та вещь, которая ему нужна. Два с половиной года назад он не мог связать двух слов. Сейчас он может выступать на сцене, а прошло всего два года.
Почему и это у него получилось? Просто-напросто все делает по-настоящему, не на показуху, включается в дело и все делает от и до. То есть так, чтобы все было взаправду, по-настоящему, чтобы все получалось. И от того, что делает все по-настоящему, получает удовольствие. Есть интересный момент, который непонятен многим. Тимофея никогда не заставляют чем-то заниматься, но он никогда не отказывается от того, что ему предлагают. Почему? Потому что очень четко понимает, что от этого получит новые эмоции и знания. И он четко знает, что понять, что ему нравится или не нравится, может только тогда, когда сделает это.
Учиться некогда
У Тимофея была такая ситуация в 9 классе: ему дали одну четвертую четверть, чтобы он подготовился к ОГЭ. Математику он сдал на 4, сказав, что одну тему не выучил, которую нужно было, чтобы на 5 дотянуть. Русский сдал на 5.
В этом году, помимо финала олимпиады НТО, где он выступал организатором, у него было турне по девяти городам Российской Федерации – это Москва, Питер, Владимир, Иваново и т.д., куда он на день заезжал и общался с ребятами и руководителями, с которыми он работает. Очень часто я сопровождаю его в поездках, в некоторых случаях он едет один.
При этом Тимофей остается ребенком, у него есть детство, достаточно интересное, большее по возможностям, чем у сверстников. При этом он старший ребенок в семье, где четверо детей.
Об учениках и выпускниках
Тимофей не единственный, и таких, как он, у меня много, просто он более публичный. За ними тянутся другие, те, которые смотрят и сначала подражают, а потом идут по своему пути. И они, в принципе, есть в любой школе. Дети у нас в школе не воспринимают обучение в привычном нам смысле. Их же как бы никто ничему не учит. Они сами всему учатся и воспринимают свои знания как что-то само собой разумеющееся.
У нас с Тимофеем сложился тандем «ментор – менти». Менторство – это долгий процесс и очень серьезная вещь. Я как ментор занимаюсь не только его обучением, но и воспитанием, развитием базовых ценностей. Ментор – это очень серьезное доверие со стороны менти. Родители видят в нем ребенка, они видят в нем сына, с родителями он может надевать какие-то маски, они что-то знают, чего-то не знают. Тимофей доверяет мне настолько, что, во-первых, он не надевает маски, во-вторых, он может говорить обо всем. Чем выше уровень доверия у ментора, тем процесс обучения идет быстрее и эффективнее.
Тимофей не только учится, но и учит, он сертифицированный тренер образовательной программы Intel AI for Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого».
Чем Тимофей интересен как преподаватель? Он интересен своими методиками. У него есть разработки и кейсы, которые иногда недоступны учителям. Как он ведет обучение? Сначала он должен понять и сделать все сам, а потом быстро и понятно рассказать другим, что он делает. Он делает кейс, описывает его, записывает видео, показывает, как это работает. И учащийся может какой-то кейс решить за четыре часа. Иногда студент не может, а ребенок может. В кейсе присутствует неопределенность, информацию по которой нужно найти самостоятельно или что-то додумать, доделать... Многие кейсы, которые он сделал, дети повторяют максимум за 8 часов, а взрослые повторить не могут, у них для этого не хватает знаний.
О кейсах
У нас в школе нет медиаобразования, нет совсем. Но при этом медиаобразование есть везде, в каждом уроке: дети записывают видео, представляют их, делают фотографии, слайды, показывают, как они работали, пишут посты, и все это интегрировано просто в учебный процесс.
Обучение медиа у них идет посредством проектов. Как это происходит в реальности? Допустим, Тимофей делает видеоролик по искусственному интеллекту для Академии Минпросвещения. Он пишет сценарий, обращается к специалисту, прорабатывает этот сценарий с экспертом, потом начинает работать со своими ребятами, показывает этот материал режиссеру, видеооператору, говорит, какое видео ему нужно, и затем начинается профессиональная съемка. Потом это видео либо вместе с оператором, либо сами дети монтируют и получают готовый продукт. То есть работа над проектом – это не выполнение детьми кейса, стартапа или поставленной задачи, а выполнение со взрослыми реального проекта. Это не подмена понятий, где мы сделали что-то за детей. Это не работа, когда дети сделали, а взрослые оценили. Это совместная – вместе с детьми – работа над реальными и достаточно серьезными проектами или задачами.
Со студентами я работал примерно так же, как и сейчас работаю с Тимофеем. Работа на вид очень простая: создать комфортную среду, где человек постоянно находится в системе неопределенности, он учится работать в ней и учится получать удовольствие от решения задач.
Многие из бывших моих студентов и учеников (менти) сегодня успешные руководители, некоторые возглавляют фирмы, или, например, работают на руководящих позициях в Центробанке Российской Федерации.
Я как учитель не учу, просто создаю среду для учителей, которые у меня работают, и для детей. И среду разную, для детей с ОВЗ – одну среду, для тех, кто просто учится, – другую; для тех, кто хочет чуть больше, – третью среду. И эта среда позволяет получить общий успех по многим направлениям. Для сельской школы мы показываем невероятные достижения: на региональном финале «АгроНТИ» у нас было 11 человек, в финал вышел Тимофей, есть большие успехи в «Абилимпиксе». Хорошие результаты учащиеся показывают в НТО.
Для меня это просто работа, которая дает самый главный результат, – это глаза детей, их достижения, их возможности
Для меня важно масштабирование этих результатов, и, как видим, это возможно, это реально работает.