Интервью с региональным министром // Новость
Дмитрий Захаров: о воспитательном эффекте личного участия в поисковом движении, о способах приобщения детей к здоровому питанию, о своих читательских предпочтениях и о многом другом
- /
- 26 декабря 2021
Представляем печатную версию видеоинтервью министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитрия Захарова, которое провел советник Академии Минпросвещения России Виктор Фертман на YouTube-канале Академии в рамках проекта «Первому приготовиться».
Виктор Фертман (ВФ): Позвольте сказать несколько слов о Вас. Прежде всего Вы учитель истории. Трудовую карьеру начали как учитель, окончили аспирантуру, защитили диссертацию, работали в Чувашском государственном институте гуманитарных наук, затем в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева, дослужились до должности замдекана исторического факультета. С августа 2013 по сентябрь 2015 года работали заместителем начальника управления образования администрации города Чебоксары. В 2015 году возглавили ведомство.
В Вашей автобиографии я нашел очень интересный материал о Вашем интересе к работе в проекте «Вахта памяти». Совместно со школьными поисковыми отрядами Вы приняли участие в Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе»; в газете «Советская Чувашия» вышла Ваша статья о разбившемся в 1944 году истребителе недалеко от Цивильска; совсем недавно коллективу кадетского корпуса Вы поставили задачу организовать собственный поисковый отряд и многое другое. Отнеситесь, пожалуйста, к высказыванию: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат».
Военно-патриотическое воспитание и поисковое движение школьников – очень серьезное направление в моей жизни
Дмитрий Захаров (ДЗ): Это важное направление и в моей профессиональной деятельности, и в сфере личностного развития. Первоначально, более 10–15 лет назад, это было военно-патриотическое воспитание и поисковое движение школьников. Когда мы начинали в педагогическом университете, наш поисковый отряд создавался на базе исторического факультета. Затем работа была продолжена в других вузах: в Чувашском госуниверситете был создан поисковый отряд, и к этому движению присоединился ряд других высших учебных заведений республики. Наконец, с переходом в управление образования столицы Чувашии, города Чебоксары, работа началась со школьниками.
Работа со школьниками получила, наверное, еще большую эмоциональную составляющую. Обучающиеся разного возраста, с 14 лет и старше, разного социального положения, разного настроя и развития, как физического, так и интеллектуального, вовлекаясь в патриотическую деятельность, существенно менялись: изменялся их душевный настрой, они все более увлекались историей. Самое главное – это то, что обучающиеся, которые проходят через поисковые отряды, проходят их очень эмоционально и никогда себе не позволят того, что иногда появляется в сообщениях средств массовой информации: в том или ином регионе или городе школьники попирают какие-то воинские святыни. Ведь ребята не только получают знания, они погружаются в воспитывающую среду на протяжении раскопок, во время подготовки и изучения архивных документов и материалов о боевом пути подразделений или о войсковых операциях на той или иной территории Российской Федерации.
ВФ: Я не зря начал с этого вопроса. Мне хотелось, чтобы аудитория сразу лучше поняла Вас по вопросу, который для Вас по-настоящему важен. Перейдем к образовательной деятельности, потому что это самое главное наше занятие. Еще будучи начальником управления образования Чебоксар, Вы реализовали специальный проект, который назывался «Учитель года о важном». Что же говорили учителя года о важном?
ДЗ: Победителем прошлого года у нас стал учитель истории. И мы обсуждали как раз на примерах Великой Отечественной войны воспитательную составляющую. Интеграция в образовательном процессе как учебных знаний, так и воспитывающей среды стала, на наш взгляд, атрибутом, необходимым, чтобы достучаться до школьника, чтобы он видел Великую Отечественную войну через призму эмоциональных переживаний. Условно говоря, если изучалась тема блокадного Ленинграда (а мы недавно отмечали снятие блокады города Ленинграда), то учитель использовал наглядные примеры, которые мы потом транслировали на все наши школы. Я думаю, все прекрасно помнят те нормы хлебного пайка, которые выдавались в Ленинграде рабочим, служащим, детям. И этот кусочек хлеба мы клали на тарелку для того, чтобы ребенок увидел его на уроке – урок начинался именно с этого. Я думаю, что в дальнейшем урок выстраивался в нужном эмоциональном русле. Вот этим опытом, секретами, тонкостями построения урока делился учитель.
Интеграция в образовательном процессе учебных знаний и воспитывающей среды стала атрибутом, необходимым, чтобы школьник видел Великую Отечественную войну через призму эмоциональных переживаний
ВФ: Мы все хорошо понимаем, что когда просто говоришь ребенку о правилах поведения, то дети это, прямо скажем, никак не усваивают. А если делаешь сам и твое действие будет положительным примером, то для ребенка это будет мотивом стать лучше и действовать так же. Какие свои действия Вы можете назвать, которые мотивировали Ваших учеников становиться лучше?
ДЗ: Здесь мы можем вернуться к началу нашей беседы, к примеру моего участия в деятельности по патриотическому воспитанию. Наверное, сначала у нас был не очень широкий круг учеников и единомышленников, но дальнейшая работа в этом направлении расширилась. Сегодня это не только поисковые отряды, это и научно-исследовательские работы студентов и школьников (мы буквально на днях будем издавать Книгу памяти Чувашской республики, в которую входят сведения о без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, и школьники нашей республики установили имена этих солдат, что, конечно же, очень важно для их потомков); это и проведение военно-исторических реконструкций, и иных мероприятий. Я думаю, особенно важно как раз личное участие ребят, в частности, в поисковых экспедициях: в прошлом году мы выезжали в Калужскую область на места сражений на Варшавском шоссе, в позапрошлом году это была Тверская область, Ржев, где воевала 139-я стрелковая дивизия. Этот опыт и примеры мы транслируем, и они формируют и в Республике, и в городе Чебоксары круг единомышленников.
ВФ: Система образования Чувашии достаточно мощная, серьезная, в ней много интересных людей и идей. Какие инновации есть в чувашской системе образования? Новые подходы, оригинальные проекты – то, чего нет в других регионах.
ДЗ: Вопрос здорового питания, как мы видим, сегодня находится на поверхности, и мы понимаем, что культура питания наших школьников иногда оставляет желать лучшего. Поэтому в прошлом году мы реализовали ряд проектов, которые культивируют больший интерес к здоровому питанию у наших обучающихся. Это и проект «Школьный ревизорро»: по аналогии с известной телепередачей мы приглашали школьников быть этими ревизорами, и они приходили как в обеденный зал, так и в пищеблок, задавали вопросы напрямую заведующей производством, поварам, включались в эту работу, как в игру. И надо сказать, эта игра была очень интересная, с одной стороны, для детей, а с другой стороны, она подстегнула взрослых – поваров, обслуживающий персонал и администрацию школ. Сюда же относится проект «Завтрак со звездой». Не секрет, что в каждом регионе есть ребята, которые достигли определенных успехов в спорте, науке, искусстве, учебе, иных сферах деятельности, и этих ребят мы вывели на первый план в непривычном формате. Они рассказывали о рецептах своего здорового питания и на базе одной из школ сами готовили в прямом эфире те или иные блюда.
Кроме того, есть издательская деятельность: для продвижения идей здорового образа жизни в нашем регионе выпущено несколько рабочих тетрадей, посвященных тому, как должен формироваться режим дня школьника, как развивать его физическую активность, как нужно правильно питаться, чтобы ребенок гармонично развивался физически и интеллектуально.
Для продвижения идей здорового образа жизни в нашем регионе выпущено несколько рабочих тетрадей, посвященных тому, как должен формироваться режим дня школьника
Еще один важный проект – это цифровизация. Мы не можем проходить мимо этого направления не только потому, что это федеральный проект, но и потому, что сегодня это действительно вызов времени, на который мы должны отвечать. Например, мы реализуем проект «Цифровизация школьных библиотек», он не совсем обычный, потому что мы создали единую локальную сеть, которая позволяет нам в любое время проводить мастер-классы и уроки. В эту локальную сеть мы включили все школьные библиотеки. Теперь наши школьники, используя единую карту учащегося, могут видеть книжный фонд библиотеки в соседней школе или на другом конце города, заказать художественную или учебную литературу и получить ее по межбиблиотечному абонементу.
Цифровизация сегодня – это вызов времени, на который мы должны отвечать
И еще один проект – это единая карта учащегося, возможно, сходная с теми, которые существуют в ряде регионов. На этой карте аккумулирован ряд возможностей. Во-первых, это фиксация прохода в образовательные учреждения, когда родители получают push-уведомления о том, что ребенок пришел или ушел из школы. То же самое в допобразовании: когда ребенок посещает кружки и секции и входит во Дворец творчества, видно его присутствие на занятиях. К этой же карте мы подключили оплату питания в школе, чтобы исключить наличные деньги у ребенка в кармане и чтобы он мог расплачиваться только этой карточкой и при этом родители получали информацию о том, что съел ребенок и на какую сумму. Это тоже способствует здоровому питанию и при этом родители видят, что ребенок пообедал не в буфете, а съел горячее первое и второе блюдо. К этой же единой карте учащегося привязан проезд в транспорте. Удобно, что ребенку не нужны наличные средства: в троллейбусах и автобусах принимают эту карточку для оплаты проезда. Все эти проекты помогают и школьникам, и их родителям.
ВФ: Какие бы три книги Вы посоветовали прочитать каждому человеку?
ДЗ: Из зарубежной литературы, безусловно, Эрих Мария Ремарк и его любое произведение. Если брать русскую литературу, то Шолохов, потому что те произведения, которые были им написаны, оставляют не только глубокий след в душе, но и заставляют задуматься. Если взять «Тихий Дон», то из него мы можем очень много почерпнуть для себя даже сегодня в качестве урока и, может быть, принять то или иное решение. И третий автор, наверное, Сэлинджер – «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники» и другие произведения. Это про очень тонкое и хрупкое детство, где взрослый должен находиться рядом для того, чтобы оберегать и защищать ребенка. Такая позиция мне кажется фундаментальной для нас, педагогов.
Из «Тихого Дона» Шолохова мы можем очень много почерпнуть для себя даже сегодня
ВФ: А у Ремарка что именно?
ДЗ: Любое произведение: «Три товарища», «Триумфальная арка», «Черный обелиск», «На Западном фронте без перемен». Я думаю, каждый человек в одном из этих произведений найдет что-то свое: от любовной линии до переживаний людей, которые оказались в сложных жизненных перипетиях. В любом случае эти произведения не оставят равнодушными.