Главное // Новость
Новогодняя поэзия учителя
- /
- 26 декабря 2021
«Влесу родилась елочка…», «В декабре, в декабре все деревья в серебре…», «Перед праздником зима для зеленой елки…» – строки, знакомые всем, но все ли знают автора знаменитой детской песни про елочку? Всем ли известно, что Чуковский и Маршак не просто создатели «Мойдодыра» и стихотворения «Вот такой рассеянный»? За популярностью каждого из поэтов стоит насыщенный жизненный опыт и психолого-педагогическая, даже научная деятельность. В 1903 году в журнале для малышей «Малютка» вышло уже не первое стихотворение автора под псевдонимом «А.Э.»:
Веселей и дружней
Пойте деточки!
Склонит Елка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе,
Что понравится…
Ах, спасибо тебе,
Ель-красавица.
Через много лет после выхода в свет этих строк Кудашева Раиса Адамовна, поэтесса, выпустившая в свет около двухсот произведений для детей, услышала собственные стихи, наложенные на музыку, объявила о своем авторстве и утвердила его. Таким образом в России узнали об истинном авторе самой известной новогодней песенки, которая по сей день остается неотъемлемой праздничной частью жизни любого ребенка.
Кудашева была не только поэтом. К тому моменту, как к ней пришла неожиданная известность, Раиса Адамовна успела поработать учителем в городской школе, гувернанткой в семье князя Кудашева, а в советское время – библиотекарем. Люди, лично знакомые с женщиной, говорили о ее учительском таланте. Возможно, именно педагогическая предрасположенность и работа с детьми стали источниками вдохновения для создания лирических текстов детской литературы.
Самуил Яковлевич Маршак – еще один представитель поэтического общества двадцатого века, связанный со стихотворениями для детей и педагогикой. Создатель чуть ли не первого в России детского театра, преподаватель английского языка и истории драматической литературы, сотрудник подотдела дошкольного воспитания – общение с детьми не могло не отразиться на творчестве литератора. Стихи Маршак писал с раннего возраста, учителя были уверены в гениальности мальчика. Если изначально Маршак не был детским поэтом: публиковал переводы в журналах, фельетоны, сионистские стихи, то с течением времени, примерно через пять лет после первого педагогического опыта, выпустил книги детских стихотворений:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Николай Корнейчуков – человек, не имеющий отчества как незаконнорожденный, не сумевший окончить гимназию из-за отчисления за низкое происхождение, страдающий из-за отсутствия в жизни отца…
Кто бы мог подумать, что Николай Корнейчуков станет впоследствии любимейшим детским стихотворцем – Корнеем Ивановичем Чуковским?
Как и С.Я. Маршак, Чуковский начинал литературный путь не с пристального внимания к детству: изначально он журналист, авторитетный ученый, страстно увлеченный творчеством Некрасова, прекрасный литературовед. Исследовательский путь в детство начался у Чуковского в 1911 году: его увлекла детская словесность, способность «двухлетних лингвистов» создавать неологизмы, которые никогда не пришли бы в голову взрослому. К 1930 году Корней Иванович говорил: «…тема, проходящая через всю мою жизнь: психика малых детей…» Корней Иванович Чуковский написал титанический труд, касающийся детской речи: он много лет записывал за детьми их фразы, диалоги с родителями, благо, этому способствовала семья, ведь Чуковский был отцом четырех детей. Незадолго до филологической работы «От двух до пяти» были написаны «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Тараканище». Благодаря выведенным Чуковским психолого-педагогическим принципам – «Заповедям для детских поэтов» – все его произведения написаны таким образом, чтобы при помощи звукописи, рифмы, графичности, ассоциативного ряда стихи запоминались и помогали развивать детский речевой аппарат:
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Многие дети, знавшие Чуковского лично, вспоминают его как своего командира, верного помощника в учении и работе. Он, как учитель, старался сделать из уроков игру: таким образом он мог учить русскому и английскому, учить переводу с одного языка на другой, и ему это удавалось: «И в нас он хотел возбудить задор, азарт, привить нам вкус к узнаванию…» – вспоминает дочь Лидия Чуковская.
Среди бесчисленного количества детских писателей и поэтов Кудашева, Маршак, Чуковский – не единственные педагоги, но те, кто навсегда отпечатался в сердцах советских и российских детей. Те, кого мы с теплотой вспоминаем, наталкиваясь на строки об укутывающем снежком морозе или о елке в зеленом платьице.