Журнал Академии Минпросвещения России
Журнал Академии
Минпросвещения России

Интервью с экспертом // Новость

Наша задача – создание контента для учителя, который проводит урок

  • /
  • 26 декабря 2021

Наша задача – создание контента  для учителя, который  проводит урок
Фото: vo.apkpro.ru

Людмила Леонидовна Босова – заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, доцент, доктор педагогических наук, автор учебников и образовательных программ в области школьной информатики, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор учебно-методических комплексов по курсу «Информатика» для основной школы (5–6, 7–9, 10–11 классы).

Людмила Босова, один из авторов концепции создания верифицированного цифрового образовательного контента, руководитель коллектива разработчиков контента по информатике, рассказала в интервью нашему журналу о значимости федерального проекта для каждого учителя.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (сроки реализации – 01.01.2019-30.12.2024) направлен на масштабную цифровую трансформацию системы образования в нашей стране. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием, создаются и развиваются цифровые сервисы, разрабатывается верифицированный контент для образовательной деятельности.

 Результаты проекта «Цифровая образовательная среда» на конец 2024 г.

  • в 29 549 школах будет обновлена материально-техническая база для введения цифровой образовательной среды
  • 620 700 педагогов будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды
  • 340 центров цифрового образования детей «IT-куб» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации

Источник: Сайт Минпросвещения России

– Людмила Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о своем участии в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

– Важной частью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание Библиотеки цифровых образовательных материалов, содержащей верифицированный цифровой образовательный контент по всем предметам для всех уровней общего образования, т.е. контент, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программам и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере образования.

На протяжении многих лет основной сферой моих профессиональных интересов является информатизация образования

Накопленный опыт позволил мне предложить некоторые идеи для нового проекта, стать одним из авторов его концепции. Кроме того, я руковожу коллективом, непосредственно занятым разработкой цифрового образовательного контента для школьного курса информатики.

– Это принципиально новый проект для нашей школы? В чем его особенности?

– Разработка цифровых (электронных) образовательных материалов для системы общего образования в нашей стране ведется уже более двух десятилетий. За это время был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив (РЕОИС, ФЦИОР, ИСО, ЭОР НП и др.), в рамках которых создавались мультимедийные энциклопедии, виртуальные лаборатории и тренажеры по отдельным учебным предметам. Когда не было интернета, контент поставлялся в школы на дисках. Можно сказать, что учителя постепенно адаптировались к работе с цифровым образовательным контентом. Сейчас у нас есть проект «Российская электронная школа» (РЭШ) с интерактивными и мультимедийными уроками; «Московская электронная школа», контент которой доступен всем образовательным организациям страны. Поэтому, мне кажется, очень важно говорить о проекте «Цифровая образовательная среда» как о масштабном инновационном решении, в основу которого положен многолетний опыт, накопленный нашей системой образования.

Ключевой момент – это то, что в проекте мы учитываем имеющийся опыт, ведь за эти годы мы многому научились, и учителя многому научились, и разработчики многому научились. К сожалению, «старые» проекты «уходят», этому есть объективные причины: меняются технологические решения, в результате чего учителя не могут воспроизвести на современном оборудовании цифровые ресурсы, которыми успешно пользовались буквально пару лет назад; меняются федеральные государственные стандарты общего образования, появляется новое содержание, требуются новые подходы к его реализации.

В отличие от ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) электронные образовательные материалы Библиотеки разрабатываются и представляются в общедоступных форматах, не требующих установки специфического программного обеспечения для их воспроизведения.

В отличие от Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), включавшей в том числе наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам Федерального перечня, самостоятельные электронные образовательные материалы создаются на основании примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, что обеспечивает их универсальность относительно любого используемого печатного учебника.

В отличие от мультимедийных и интерактивных уроков «Российской электронной школы», сценарии которых являются жестко заданными и не подлежащими изменению, цифровые опорные конспекты открыты для модификации учителем, что обеспечивает вариативность их использования с учетом уровня изучения предмета, имеющегося оборудования, а также разных форм обучения.

Электронные образовательные материалы Библиотеки, обеспечивающие организацию на уроке педагогически целесообразных видов учебной деятельности и учебного взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды, создаются на современной технологической основе.

Контент ранее созданных коллекций (ЕК ЦОР, РЭШ), удовлетворяющий современным содержательно-методическим, дизайн-эргономическим и технологическим требованиям, может быть интегрирован в состав новой Библиотеки, расширяя и усиливая ее.

Предусмотрены возможности связки электронных образовательных материалов Библиотеки и аналогичных региональных и коммерческих библиотек.

Предусмотрено не только наполнение Библиотеки разработанными электронными образовательными материалами, но и ее последующее развитие и наполнение контентом, прошедшим процедуру верификации.

Очень важно, что мы имеем дело с долгосрочным проектом, в рамках которого создание цифрового контента будет продолжаться до конца 2024 года. На текущем этапе мы делаем первые шаги, разрабатывая цифровые учебные материалы по восьми предметам для 5–9 классов. В планах разработка контента по всем предметам начальной, основной и старшей школы.

В рамках нашего проекта есть возможность разработать контент, проверить его действенность в образовательном процессе, проанализировать результаты, доработать и дополнить контент, если такая необходимость возникнет.

– Как построена работа по созданию цифрового образовательного контента?

– Прежде всего по каждому из восьми учебных предметов был определен руководитель авторского коллектива; это, поверьте мне, уникальный специалист в своей предметной области, профессионал высочайшего класса. Задачей руководителя стало формирование непосредственно коллектива авторов описаний (сценарных планов) будущих цифровых опорных конспектов – именно так называется основная единица Библиотеки цифровых образовательных материалов, определяющая логическую последовательность освоения учебного материала, включающая самостоятельные электронные образовательные материалы, в том числе специально разработанные средства оценки достижения образовательных результатов в соответствии с программой. В итоге по каждому предмету был сформирован коллектив авторов – высококвалифицированных учителей, методистов, ученых, обладающих опытом разработки электронного образовательного контента. Например, у меня в команде по информатике работает 10 авторов. А в коллективе по русскому языку, который возглавляет Людмила Васильевна Дудова, если не ошибаюсь, работает более 40 человек. За каждым коллективом предметников закреплен квалифицированный редактор, основная задача которого состоит в том, чтобы привести материалы разных авторов к единому стилю. После редактуры материалы направлялись на экспертизу специалистам-предметникам региональных ИРО и специалистам ИСРО РАО. Такая многоступенчатая экспертиза – залог высокого качества разрабатываемого контента. Сейчас к работе по визуализации сценарных планов приступили ведущие отечественные компании по разработке цифрового контента. Надеюсь, совсем скоро мы увидим первые результаты труда нашего большого коллектива!

В результате получится набор опорных цифровых конспектов для учителя, ключевыми элементами которого являются интерактивные и мультимедийные образовательные материалы. И учитель получает возможность использовать этот цифровой опорный конспект либо полностью, либо по своему усмотрению.

– Каков портрет пользователя Библиотеки цифровых образовательных материалов?

– Проект в той или иной мере ориентирован на всех участников образовательных отношений: учителей, учеников.

Пользователь получит готовый и понятный продукт, доступ к которому будет организован максимально просто

Сегодня трудно найти учителя, который бы не пользовался цифровыми образовательными ресурсами. При прохождении аттестации педагоги указывают, какими технологиями они пользуются. И я знаю, коллеги смущаются, когда надо написать: «Использую ИКТ». Они говорят: «А как их не использовать? В нашей школе нет такого учителя, который в той или иной мере не использует цифровые технологии».

Особенно хочу подчеркнуть, что в рамках проекта создается ресурс многоцелевого назначения. Основные его потребители – учителя, проводящие очные традиционные и инновационные уроки. С другой стороны, любой ученик, по какой-то причине оставшийся дома, получит доступ к подборке материалов на конкретный учебный день. Он сможет послушать объяснение темы, ответить на вопросы, выполнить задания, которые будут автоматически проверены, здесь же он увидит свои результаты. Если есть задание, которое должен проверить учитель, то ученик сможет его выполнить и отправить учителю одним нажатием кнопки.

– Расскажите, пожалуйста, какие новшества ожидают учителей?

– Основная наша задача – это создание контента для учителя, который проводит урок. Я уже сказала, что поменялись технологии. Кроме того, появились обновленные ФГОС с несколько более современными акцентами и в некоторых случаях с обновленной структурой изложения материала, а это в свою очередь требует переработки существующего цифрового контента. Наш контент строится как раз по обновленным ФГОС, в полном соответствии с ними.

На основе обновленных ФГОС Минпросвещения России был создан универсальный тематический классификатор (УТК), это своего рода каркас, определяющий структуру Библиотеки. Универсальный тематический классификатор имеет иерархическое строение: уровень общего образования, предметная область, предмет, класс, тема урока; разделение на темы соответствует примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволит учителю быстро «добраться» до материалов конкретного урока. Это не замена учебника, ни в коем случае, это еще одна форма представления учебного материала. Учитель, заходя в Библиотеку, будет понимать, какими именно ресурсами к конкретному уроку он располагает. При этом мы не принуждаем учителя пользоваться конкретно этими ресурсами, но мы говорим: «Хочешь – воспользуйся проверенным контентом, соответствующим теме урока!»

– Как учитель будет использовать новый контент непосредственно на уроке?

– Рабочее время учителя – это не только то время, когда он непосредственно проводит урок; к любому уроку надо готовиться. Желая сделать урок интереснее, многие учителя ищут подходящие ресурсы в сети Интернет и находят там не всегда качественные материалы. Наиболее ИКТ-компетентные учителя разрабатывают нужные им ресурсы самостоятельно. Это еще большие, причем не всегда оправданные затраты времени и сил. Мы надеемся, что при подготовке к уроку учитель в первую очередь заглянет в нашу Библиотеку и посмотрит, какие именно материалы к конкретному уроку уже есть в его распоряжении. Учитель может полностью следовать тому плану проведения урока, который мы ему предлагаем, используя при этом исключительно те материалы, которые есть в Библиотеке. Учитель может использовать материалы Библиотеки частично, может дополнить их собственными материалами. Мы не отрицаем творчество учителя – пожалуйста, творите и делайте так, как привыкли; мы предлагаем своего рода основу для урока. Другими словами, ресурсы, которые мы разрабатываем, – это прежде всего помощь учителю, поддержка, особенно в случае наличия у него большой учебной нагрузки.

– Понятно, что в одном небольшом интервью невозможно рассказать о таком масштабном проекте. В завершение – что, на Ваш взгляд, в новом проекте будет полезно для всех пользователей?

– Разработка образовательного контента по всем уровням и учебным предметам общего образования в соответствии с ФГОС в единой структуре, логике и на единых дидактических основаниях будет способствовать:

  • обеспечению единого образовательного пространства и равного доступа к качественному образованию всех обучающихся;
  • повышению качества очного, дистанционного и смешанного обучения;
  • сохранению лучших традиций отечественной школы и обогащению их инновационными практиками.

Использование цифрового образовательного контента обеспечит каждому обучающемуся новые возможности организации его учебной деятельности: доступ к качественному верифицированному образовательному контенту и сервисам; построение персональной образовательной траектории (темп изучения, уровень сложности заданий, интересы); возможность самодиагностики с оперативной обратной связью; выявление учебных дефицитов; самостоятельное освоение темы, самопроверка.

Для учителя это новые возможности для организации образовательного процесса: доступ к качественному верифицированному образовательному контенту и сервисам; проведение традиционного урока с использованием возможностей цифровой образовательной среды; организация смешанного обучения; организация электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

В заключение важно еще раз подчеркнуть значимость и своевременность федерального проекта «Цифровая образовательная среда», о котором мы с коллегами еще будем рассказывать, и отметить необходимость его постоянной поддержки и развития в будущем.

Образование так же, как и информационные технологии, быстро эволюционирует и требует новых подходов и обновления

Источник: Apkpro

Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Академии