Опыт регионов // Новость
«Мы слышим запросы учителей»: как в Калужской области возрождается методический актив
- /
- 28 августа 2022
Когда речь заходит о возрождении методических служб в масштабе страны, калужские коллеги подчеркивают, что в их регионе «методические службы существовали всегда». Выстроена вертикаль, в рамках которой осуществляется взаимодействие «регион – муниципалитет – школа». В Калуге работает городской методический центр, в крупных районах – муниципальные методические службы. А в небольших районах, где количество школ можно пересчитать по пальцам, методисты выполняют свои функции, являясь сотрудниками муниципальных органов управления образованием.
А вот возрождение методического актива в Калужской области началось не так давно. По одним предметам он уже сформирован, по другим находится в стадии формирования.
Например, методический актив по математике состоит из восьми учителей, работающих в разных городах и районах Калужской области, в него также входит председатель Ассоциации учителей математики Калужской области. Курирует работу методического актива по математике региональный методист по этому предмету – штатный сотрудник КГИРО.
В состав методического актива в Калужской области включают лучших педагогов, обладающих солидным стажем, имеющих высшую квалификационную категорию, демонстрирующих высокие результаты в работе, готовых к наставничеству и к передаче своего практического опыта. Многие члены методического актива Калужской области прошли повышение квалификации в Академии Минпросвещения России. Учителей в методический актив по своему предмету (предметной области) подбирает, как правило, штатный методист КГИРО – на конференциях, семинарах, курсах он выявляет учителей с «изюминками», которым есть чем поделиться с коллегами, и приглашает к сотрудничеству.
Учителя, вошедшие в методический актив, хорошо известны и в своих муниципалитетах, и на региональном уровне. Многим из них посвящены восторженные статьи в местных газетах и посты в социальных сетях.
«Человек, влюбленный в слово» – так называется статья в газете «Бабынинский вестник», посвященная Ирине Николаевне Сащенко – заслуженному учителю России, преподающей русский язык и литературу в школе № 2 имени И.С. Унковского поселка Воротынск. «Да, не все могут быть первыми, прорывными, вести за собой. И тем отраднее, что такие люди есть рядом с нашими детьми», – отмечает автор. Ирина Николаевна возглавляет региональное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка, которое недавно наградили почетным дипломом и кубком как лучшее отделение в масштабах страны.
Татьяна Рафаиловна Федина, учитель русского языка и литературы Серпейской средней общеобразовательной школы Мещовского района, долгое время была руководителем районного методического объединения. В интернете несложно найти ее научно-методические работы и отзывы о ее профессиональном мастерстве. Вот один из недавних комментариев к посту на странице школы в VК о ее победе на очередном методическом конкурсе: «Спасибо, что даете свои знания нашим детям. Желаю Вам удовольствия в работе, усердных учеников и большого личного счастья!»
Елена Анатольевна Рязанцева, член методического актива по математике, учитель школы № 17 города Калуги, свой профессиональный путь начинала в сельской школе, где преподавала математику и физику, а также возглавляла районное методическое объединение учителей физики. Сейчас полностью переключилась на математику, является экспертом ОГЭ и ЕГЭ, сопровождала учителей Калужской области в рамках флагманского курса Академии Минпросвещения России «Школа современного учителя».
Юлия Вячеславовна Андреева – учитель физики школы № 15 города Калуги и председатель Ассоциации учителей физики Калужской области. В ее портфолио – победы в различных конкурсах, в том числе «Наставник года» и конкурс учителей нацпроекта «Образование». Помимо участия в методическом активе, она работает в КГИРО методистом на полставки, и это, по ее мнению, упрощает работу по координации конкурсов, олимпиад и других мероприятий для учителей.
Отвечая на вопрос, кто же такой методист, представители методического актива Калужской области подчеркивают, что это прежде всего практикующий учитель.
«Иногда учителя воспринимают методиста как человека, далекого от школы, который может только контролировать, – размышляет Елена Рязанцева. – Когда начинаешь им объяснять, что я тоже работаю учителем, их отношение меняется, и в общении коллеги начинают чувствовать себя более комфортно. В функции методиста входит тьюторское сопровождение. Например, в рамках курса «Школа современного учителя» мы помогали учителям работать на платформе, а затем сами проводили онлайн-практикумы – показывали, как мы работаем, демонстрировали собственные методические разработки».
Еще одна важная особенность методиста – наличие стажа работы. Другие варианты не рассматриваются.
«Как же может учитель без опыта научить другого учителя? Это практически невозможно», – считает Татьяна Бурцева, сотрудник отдела технологии обучения и методики преподавания предметов КГИРО, региональный методист по математике. Сама Татьяна Николаевна не только преподает на курсах повышения квалификации в институте, но и еженедельно по четыре часа работает со школьниками на подготовительных курсах Калужского государственного университета. Это помогает не терять форму и видеть уровень подготовки к ЕГЭ учеников разных школ.
В числе функций члена методического актива калужские коллеги выделяют несколько особенно важных:
- информировать,
- сопровождать,
- направлять,
- корректировать.
Они подчеркивают, что методист взаимодействует с учителями не только в рамках конкретных курсов, но и осуществляет межкурсовое сопровождение.
«Когда наши слушатели завершают обучение, мы с ними не прощаемся, – рассказывает Елена Рязанцева. – У меня группы сохраняются в мессенджере, и я продолжаю с ними взаимодействовать, мы общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. Одна группа – с одних курсов, другая – с других, иногда даже не вспомнишь сразу, что это были за курсы. Такое взаимодействие очень ценно, и оно, конечно же, способствует профессиональному росту».
«Мы слышим запросы учителей, каких знаний им не хватает, и, исходя из этого, могут быть скорректированы те или иные модули курса, – говорит Юлия Андреева. – Одно дело – указание министерства или КГИРО, а другое дело – когда об этом говорят сами учителя. А учителю гораздо проще рассказать о своих затруднениях методисту – такому же учителю, как он сам, чем обращаться в вышестоящие инстанции».
Татьяна Федина называет еще одну задачу методического актива – развитие межшкольного, межмуниципального, межрегионального и даже международного сотрудничества. Работая в Мещовском районе, она стала организовывать межмуниципальные семинары вместе с коллегой из Жиздринского района, и эту практику подхватили в других муниципалитетах – теперь ежегодно практически в каждом районе проходят межмуниципальные семинары. Но на этом взаимодействие не заканчивается.
«Мы не только даем уроки, делимся опытом, умениями, практиками, но мы ведь думаем и о том, чтобы учитель отдохнул, – рассказывает Татьяна Рафаиловна. – Вот, например, чем славен Мещовск? Это родина трех цариц – отсюда пошла женская линия рода Романовых, у нас прекрасный музей, здесь работают заинтересованные люди, и мы, конечно, организуем сюда экскурсии для коллег из других районов. Оказалось, что в нашем Свято-Георгиевском мужском монастыре никто из Жиздринского района ни разу не был! Когда к нам приезжали коллеги на семинар, мы им все это показали, и после этого другие учителя Жиздринского района стали сюда приезжать уже как туристы».
Методисты участвуют и в организации поездок в другие регионы. Калужские учителя побывали, например, в Смоленске, Ярославле, Рязани, Липецке, где делились своим опытом и перенимали опыт коллег. Несколько десятков педагогов по приглашению Минского областного института развития образования побывали в Белоруссии. И хотя, конечно же, финансовую поддержку таких поездок берут на себя областное Министерство образования и науки и профсоюз, инициатива может исходить от методического актива.
На вопрос, чем объяснить повышенное внимание к методической работе на федеральном уровне, член методического актива Калужской области по математике, заместитель директора школы № 3 Калуги Наталия Мамоченко отвечает, что возрождение методических служб – одно из назревших изменений в системе образования. По ее мнению, методическая служба очень эффективно работала в советской школе, так что теперь необходимо обратиться к опыту тех лет и актуализировать его с учетом современных реалий. И тогда обновленная методическая служба будет успешно развиваться – помогать учителю, поддерживать его и идти в ногу со временем.
Директор КГИРО Марина Чеченкова отмечает еще один важный фактор – заинтересованность государства в повышении качества образования.
«Министр Сергей Сергеевич Кравцов раньше возглавлял Рособрнадзор, и тема качества образования ему очень близка, – считает она. – Возрождение методических служб – это усиление работы с педагогами, а значит, и повышение качества образования. По итогам ГИА этого года мы увидим, какие темы вызывают затруднения, с какими заданиями дети не справляются, проанализируем их ошибки и поймем, какие сложности есть у учителей. После этого обратимся к методическим службам, к методическому активу, и с учетом выявленных трудностей коллеги в течение года будут работать с учителями».