Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

«Большая переделка»: как малокомплектная сельская школа стала «Школой Минпросвещения России»

  • /
  • 28 августа 2022

«Большая  переделка»: как малокомплектная сельская  школа стала «Школой  Минпросвещения России»
Фото: vo.apkpro.ru

Опыт регионов: Калужская область

Стрельненская основная школа расположена в Сухиничском районе Калужской области. В небольшом двухэтажном здании, построенном 37 лет назад, ни разу не было капитального ремонта. В прошлом учебном году она присоединилась к проекту «Школа Минпросвещения России». Рассказываем, что означает этот статус, какие изменения сейчас происходят в школе и как она будет развиваться в перспективе.

Стрельненская основная школа – малокомплектная. Проектная наполняемость – 192 ученика, но по факту детей гораздо меньше: в прошлом учебном году здесь насчитывалось всего 38 учеников и 2 дошкольника в группе кратковременного пребывания, в новом учебном году детей будет 43. Некоторых привозят из соседних населенных пунктов и из г. Сухиничи.

При наборе учеников школа не отказывает никому. Здесь учатся несколько человек с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Для каждого такого ребенка составляется адаптированная образовательная программа и педагоги индивидуально с ним работают.

Педагогический коллектив школы – 10 человек. Текучки нет, а если кто-то приходит со стороны, быстро приживается.

Начинаем ремонт

Чтобы начать ремонт, никаких документов администрации Стрельненской основной школы собирать не потребовалось.

101.png«В статистической отчетности, которую мы регулярно заполняем, предлагалось указать, нужен школе капитальный ремонт или нет, – рассказывает ее директор Татьяна Петровна Колган. – Мы, конечно, указали, что нужен, и нас включили в проект, чему мы были очень рады». Информацию об этом школа получила в ноябре 2021 года, и уже в середине апреля подрядчик приступил к капитальному ремонту.

Одновременно другой подрядчик ремонтирует спортзал в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Так что в самом конце учебного года школа для занятий была непригодна – уроки проводились в расположенном по соседству Доме культуры. Это здание новое, построено в рамках национального проекта «Культура», и условия оказались вполне достойными.

102-(1).png

Капитальный ремонт – это когда от здания остаются голые стены, после чего замене подлежит все: окна и двери, водопровод и сантехника, покрытие крыши и т.д. Благоустраивается и школьная территория – меняют забор и асфальт. Общая стоимость ремонта – около 25 млн рублей, еще около 2 млн – средства на ремонт спортзала.

104.png

Ремонт школы освещается в местных СМИ и обсуждается в соцсетях: «16 июня на объекте побывала заместитель главы администрации Сухиничского района Татьяна Марченко. Вместе с представителями районного отдела образования и директором школы они встретились с подрядчиками, осуществляющими капитальный ремонт образовательного учреждения и отдельно спортивного зала, и обсудили текущие вопросы.

В настоящее время ведутся внутренние черновые работы: выравниваются и оштукатуриваются стены, заливаются бетоном полы на первом этаже. Недавно в школе были установлены новые пластиковые окна», – сообщается в посте с заголовком «Большая переделка. Как старая сельская школа превращается в новую» в официальной группе VК районной газеты «Организатор».

Выбираем оборудование

Помимо капитального ремонта и обновления оборудования, необходимого для современного образовательного процесса, потребуется и внедрение новых подходов в работе управленческой команды. Помочь школе в этой работе призван проект «Школа Минпросвещения России», который определяет основные направления развития образовательной организации и нацелен на обеспечение равного доступа всех школьников страны к качественному образованию.

На учебное оборудование Стрельненской основной школе было выделено без малого 5 млн рублей, и педагоги могли выбрать то, что им необходимо из предложенного «меню». Это «меню» содержится в приложении 1 к приказу Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций…». По оценке Татьяны Колган, в этом документе «очень хорошо прописана каждая позиция, и из оборудования там в принципе есть все, что нам нужно».

Например, сама Татьяна Петровна, директор и учитель географии, заказала в свой учебный кабинет теллурий – прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. Учительница начальных классов выбрала жидкокристаллическую панель с раздвижной доской и интерактивный сенсорный стол. Учительница физкультуры заказала для физкультурного зала новые баскетбольные щиты. Решили обновить и компьютерное оборудование: на всю школу заказали пять моноблоков, четыре ноутбука для учеников и два для учителей.

Впрочем, часть оборудования (например, многие компьютеры) в обновлении не нуждалась, так что его не стали списывать, а временно переместили в клуб. После завершения ремонта оборудование перевезут обратно в школу.

Выбираем дизайн

В разработке дизайн-проектов классов и других школьных помещений также может принимать участие весь школьный коллектив, в том числе дети. Так что ученики Стрельненской основной школы вместе с учителями придумывали, как будут выглядеть их учебные кабинеты: выбирали цветовую гамму, мебель, планировали, как она будет расположена, и т.д. Примеры находили в интернете, рисовали сами, советовались друг с другом. Общая особенность детских пожеланий, по оценке директора, «чтобы в школе было ярко и необычно».

При отборе дизайн-проектов приходилось, конечно же, учитывать, с одной стороны, требования СанПиНов, с другой – возможности подрядчика, который честно говорил, какие пожелания он сможет удовлетворить, а какие нет, в силу финансовых или иных ограничений. Но, как правило, компромисс найти удавалось, и если, скажем, с помощью той краски, которая предусмотрена в смете, не удавалось обеспечить нужную цветовую гамму, то оттенки немного корректировали.

Например, в один класс дети выбрали стулья с желтыми спинками и черными сиденьями, в другой – оранжевые. В одном классе три стены решили покрасить светло-серой краской, а четвертую – темно-серой, в другом – нижнюю часть всех четырех стен покрасить в оранжевый цвет, верхнюю – в светло-серый.

На вопрос, будет ли такое оформление способствовать повышению качества образовательного процесса, Татьяна Петровна однозначно отвечает: «Конечно! Ведь совсем другое настроение у нас будет. Придешь в такой класс – учителю работать захочется, ученику – учиться!» Что касается учета мнений детей при оформлении пространства, то, считает директор, каждый ребенок будет рад, что его идеи не проигнорировали, что их одобрили его сверстники и учителя, и, значит, он сделал правильный выбор, а это вдвойне приятно. После ремонта в школе появится комната детских инициатив – особое пространство, где ученики смогут собираться, обсуждать свои идеи, и оснащение этого пространства тоже будет современным. Туда заказали, например, круглые столики и пуфики. Ученики 2 и 4 классов даже отправили свои дизайн-проекты на Всероссийский конкурс «Классное пространство», который проводит Российское движение школьников.

strelna4.jpg

Участники первого школьного этапа регионального физкультурного мероприятия «Класс – команда ГТО»

Денег не жалко

Татьяна Петровна рассказывает, что очень многие коллеги и знакомые удивляются, не слишком ли большие деньги (в общей сложности более 30 млн рублей) вкладываются в ремонт и оснащение малокомплектной школы, и спрашивают, рационально ли вообще такое вложение. Она на этот вопрос отвечает другими вопросами: «Вам на детей денег жалко? Вы считаете, что сельский ребенок недостоин учиться в хороших условиях?» И возразить на это оппоненту нечего. Нужно учитывать и другое: Стрельненская основная школа обучает по тем же стандартам, что и любая другая школа, и каждый ребенок здесь имеет возможность проявить себя. Есть и результаты, продемонстрированные учениками на региональном и федеральном уровне.

Например, в школе традиционно уделяется внимание художественному чтению, и ее ученики дважды представляли Калужскую область на молодежных Дельфийских играх России. «На районном этапе конкурса «Живая классика» наш мальчик читал прозу. Голос у него волшебный, настоящий талант! Ко мне коллеги потом подходили и спрашивали, в какой театральной студии он занимается. А я отвечала: занимается он с учителем начальной школы», – с гордостью рассказывает Татьяна Петровна.

Школа вошла в число лучших общеобразовательных организаций Калужской области, внедряющих Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), а одна ученица стала победителем регионального этапа конкурса «Живая классика». Большое внимание в школе уделяется краеведческой работе – например, здесь изучают героев Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, биографии которых связаны с Сухиничским районом.

«Система образования не стоит на месте, постоянно происходят изменения и большинство этих изменений – на пользу детям. Со следующего года мы переходим на обновленные образовательные стандарты и переосмысливаем процесс обучения. Программа теперь для всех одинакова вне зависимости от того, по какому учебнику работает учитель. И если дети будут переходить к нам в школу в течение учебного года, проблем у них не будет. А раньше постоянно было так, что ребенок в другой школе учился по другому учебнику и приходилось что-то повторять, а какие-то темы изучать с нуля, чтобы догнать класс. Не будет проблем и с ВПР», – считает Татьяна Колган.

Так что «Школа Минпросвещения России», в понимании директора, – это не только школа с современными условиями, в которой дети ощущают себя комфортно, но и современное содержание образования, и учет потребностей и возможностей каждого ребенка.

Образовательный центр

В ближайшее время спрос на обучение в Стрельненской основной школе явно возрастет, и здесь готовы принимать новых учеников. Кроме того, она будет работать на весь район – станет образовательным центром, куда смогут приезжать дети из других школ на дополнительные занятия. В планах возобновление работы лагеря актива старшеклассников «Мы вместе», где будут обучать лидерству и управлению детскими организациями.

Ремонт школы и установка оборудования завершатся к концу лета, так что 1 сентября 2022 года уроки начнутся в обновленном здании.


Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института