Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Опыт регионов // Новость

Ровесник Победы: векторы развития КГИРО

  • /
  • 28 августа 2022

Ровесник Победы: векторы развития КГИРО
Фото: vo.apkpro.ru

Опыт регионов: Калужская область

История Калужского государственного института развития образования (КГИРО) насчитывает 77 лет. Он начал работать летом 1945 года на только что освобожденной от фашистов земле и в тот период назывался Калужским областным институтом усовершенствования учителей. Более половины школ недавно созданной области были разрушены или повреждены, на фронтах погибли тысячи педагогов, не хватало учебников и тетрадей, но уже с 1 сентября 1945 года началась курсовая подготовка учителей.

Поначалу в институте работали всего четыре сотрудника: руководитель, начальник отдела и два методиста. В школы выезжали на санях, запряженных лошадьми, или на грузовиках. Память о педагогах тех лет в институте бережно хранят. В частности, издана книга «Заслуженные учителя Калужской области. 1940–2015», где собрана информация о каждом заслуженном учителе, работавшем в регионе в этот период.

125(2).jpg

Сейчас в штате КГИРО более 100 человек. Институт расположен в двух зданиях в разных частях Калуги, в его состав входят четыре центра и 18 отделов.

Директор института Марина Викторовна Чеченкова занимает эту должность с 2014 года, ранее она возглавляла методический центр Калуги, а до этого тринадцать лет работала завучем самой большой школы города.

«Все эти годы институт решает свою основную и всегда актуальную задачу – создание комплекса условий для совершенствования профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров системы общего и среднего профессионального образования Калужской области. Сегодня в институте представлено более 70 программ, семь из них включены в федеральный реестр», – отмечает она.

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) открылся в структуре института 1 сентября 2021 года. Он занимает отдельный этаж в одном из его зданий, и его главный принцип – обеспечение развития педагога в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Программы КГИРО, включенные в Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования:

  • «Технологии организации учебной деятельности в целях повышения образовательных результатов обучающихся».
  • «Технологии личностного, физического и познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • «Организация, содержание и методы воспитательной деятельности в классном коллективе».
  • «Проектирование, разработка программы воспитания и условия ее успешной реализации».
  • «Профилактика суицидального поведения обучающихся в образовательных организациях».
  • «Обучение истории школьников в условиях цифровизации исторической науки и образования».
  • «Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока». 

126.jpg

ЦНППМ сотрудничает с центрами образования «Точка роста», «IT-куб», с детскими технопарками «Кванториум» и другими образовательными организациями, что дает педагогам больше возможностей для приложения своих сил и получения новых знаний.

От оценки качества до сопровождения конкурсов

Работа КГИРО не ограничивается повышением квалификации и переподготовкой – институт выполняет широкий спектр самых разных функций. В их числе оценка качества образования, мониторинг системы образования и статистическое наблюдение (в состав института входит Региональный центр обработки информации государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования), психологическое обеспечение системы образования (в структуре института работает областная ПМПК, осуществляется психолого-педагогическое консультирование), а также организационно-техническое и финансовое сопровождение конкурсов грантовой поддержки научно-исследовательских проектов, проводимых Правительством Калужской области совместно с Российским фондом фундаментальных исследований.

В институте работает Региональный координационный центр движения WorldSkills Russia, Региональный центр развития движения «Абилимпикс». Кроме того, КГИРО является оператором и исполнителем образовательного проекта благотворительного фонда «Вклад в будущее» Сбербанка России и Министерства образования и науки Калужской области по созданию личностно-развивающей среды в образовательных организациях Калужской области и развитию личностного потенциала участников образовательной деятельности.

Одним из ключевых направлений работы института, которым особенно гордится его директор, является редакционно-издательская деятельность. Здесь выпускают и методические рекомендации, и материалы региональных конференций, и другую литературу, необходимую учителю. Например, в 2020 году, уже в первые недели после начала пандемии, в институте оперативно подготовили и издали методические рекомендации «Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Калужской области».

Работа с молодыми педагогами

Взаимодействие с педагогами, начинающими свой путь в профессию, в институте считают особенно важным направлением работы.

Например, в помощь молодым специалистам в период их адаптации на рабочем месте с 2014 года проводится региональная Декада молодого педагога. В течение двух недель третьей четверти им предлагается система адресных мероприятий, основанных на «методе погружения»: тренинги, игры, семинары, мастер-классы, дискуссии, экскурсии, авторские лекции и др. Декада становится и площадкой профессионального общения, и «скорой профессиональной помощью», и «терапией», и даже клубом знакомств. При этом в фокусе остаются методические и мировоззренческие вопросы.

Традиционное продолжение Декады – образовательно-досуговые выездные (на местных базах отдыха, в санаториях) сессии молодых специалистов, организуемые при поддержке областной организации педагогического профсоюза. В течение нескольких дней интенсивная творческая деятельность перемежается с активным отдыхом. Такие сессии запоминаются своей неформальностью, интерактивностью, энергоемкостью и плотностью профессионального и межличностного общения.

Важным ресурсом личностного развития и профессионального становления педагогической молодежи является Совет молодых педагогов Калужской области. Кроме того, КГИРО издает газету «Молодой педагог Плюс. До и после» с рубриками «Вопросы психологу», «Методический навигатор», «Форум молодых», «Не верь азам своим».

По оценке Марины Чеченковой, система работы с молодыми педагогами, созданная в регионе, позволяет вырастить неформальных руководителей районных педагогических сообществ и управленцев, в том числе руководителей школ. Так, Совет молодых педагогов Калужской области возглавляет директор городской школы № 25 Алексей Мокрушин – Марина Чеченкова вспоминает, что начинала с ним работать как с молодым педагогом еще в тот период, когда руководила городским методическим центром.

Олимпиады и конференция

КГИРО традиционно выступает организатором конкурсных мероприятий разного уровня, которые представлены и в других российских регионах. Однако в Калужской области есть еще и свои оригинальные мероприятия: ежегодная региональная олимпиада педагогических работников общеобразовательных организаций Калужской области и ежегодная педагогическая научно-практическая конференция, посвященная памяти народного учителя РФ, членкора РАО Александра Федоровича Иванова – учителя истории и директора Мятлевской средней школы Износковского района Калужской области.

127.jpg

Ежегодная региональная олимпиада проводится по 10 предметным направлениям: химия, биология и экология, физика, математика, русский язык и литература (комплексный анализ текста), английский язык, немецкий язык, история, география, информатика. В числе ее задач – выявление лучших педагогов Калужской области, обладающих высоким уровнем общекультурных и специальных педагогических компетенций, развитие творческого потенциала учителей и т.д.

«О популярности олимпиады свидетельствует постоянно растущее число ее участников: три года назад всего 60 человек, а сейчас более 500, почти десятая часть всех педагогов региона, – рассказывает Марина Чеченкова.

– Для учителей это не только возможность проявить себя, продемонстрировать глубокие предметные знания и педагогические компетенции, получить «бонусы» для аттестации, но и условие для профессионального общения, саморазвития, построения маршрутов профессионального роста. Теперь наши педагоги принимают участие и в олимпиадах Академии Минпросвещения России, демонстрируя высокие результаты».

Научно-практическая конференция, посвященная памяти народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова, проводится ежегодно во второй половине марта и приурочена к его дню рождения. Целью конференции является демонстрация, поддержка и продвижение передового и инновационного педагогического опыта. Ключевые задачи – стимулирование профессионального саморазвития успешно работающих педагогов области, привлечение педагогических и руководящих работников к инновационному поиску в достижении современных результатов образования.

Конференция призвана определять ключевые линии реализации государственной образовательной политики в Калужской области, поддерживать открытость вариативного образования, престиж профессии учителя. Ее тематика меняется ежегодно, но всегда связана с ключевыми идеями А.Ф. Иванова. Его школа в 60–80-х годах прошлого века считалась инновационной, за опытом сюда приезжали со всех концов СССР, здесь работала экспериментальная площадка Академии педагогических наук СССР по теме «Школа полного дня».

В последние годы состав участников конференции расширился – в их число вошли педагоги детских садов и организаций дополнительного образования, педагоги-психологи, учителя основ православной культуры, преподаватели СПО. С 2017 года в конференции участвуют и представители других регионов. По ее итогам издается сборник материалов, статьи и тезисы участников публикуются бесплатно.

«Мы разные, мы вместе!»

При участии КГИРО с 2019 года в Калужской области реализуется региональный проект «Мы разные, мы вместе!», целью которого является подготовка школьных команд для социализации в поликультурной образовательной среде детей мигрантов, а также определения приемов, методов и форм их обучения русскому языку.

Актуальность проекта была вызвана увеличением числа детей-инофонов в школах области, необходимостью их социализации и дальнейшей подготовки к прохождению всех видов мониторинга по русскому языку. В проект вошли 33 школы, где обучается большое число детей, не владеющих русским языком, почти из всех муниципалитетов Калужской области.

Чтобы научить педагогов работать с такими детьми, КГИРО проводит курсы повышения квалификации по программе «Лингво-методические основы формирования вторичной языковой личности: эффективные практики организации обучения детей-инофонов». Для руководителей и заместителей руководителей, педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов предназначена программа «Организация социально-педагогической работы с детьми мигрантов и вынужденных переселенцев по их адаптации и социально-культурной интеграции в образовательное пространство Калужской области».

128.jpg

С педагогами работают не только преподаватели ИРО, но и приглашенные специалисты, в том числе из Института социально-гуманитарного образования МПГУ и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера». Для учителей, работающих в классах с учащимися, не владеющими или слабо владеющими русским языком, систематически проводятся консультации, семинары, мастерклассы. В помощь педагогам силами учителей одной из сельских школ Калужской области создан банк видеоуроков для начального обучения русскому языку. Есть и другие областные проекты, где КГИРО играет ключевую роль. Например, совместно с издательством «Просвещение» институт участвовал в разработке пособий Kaluga Files, по которым школьники изучают английский язык на материале родного края.

Свой курс финансовой грамотности реализуется в школах Калужской области уже четыре года, а в федеральных образовательных стандартах понятие функциональной грамотности появилось только сейчас.

Переход на обновленные стандарты

Одна из ключевых задач, над которой КГИРО работает в последний год, – поддержка введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования с 1 сентября 2022 года. Реализуются программы повышения квалификации, осуществляется информационно-методическое сопровождение в межкурсовой период, проводятся консультации.

Проблематика обновленных ФГОС была включена в тематику курсов повышения квалификации с сентября 2021 года. Речь идет как о дополнительных профессиональных программах повышения квалификации по общеобразовательным предметам, так и о программах межпредметного содержания.

129.jpg

В связи с усилением воспитательного контекста образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС 120 заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и педагогов освоили дополнительную профессиональную программу «Проектирование, разработка программы воспитания и условия ее успешной реализации», 113 классных руководителей – программу «Организация, содержание и методы воспитательной деятельности в классном коллективе».

Массовый интерес педагогов вызвали курсы «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (36 часов), проведенные в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Образовательная программа и обучающий контент были предоставлены Академией Минпросвещения России на основе договора с КГИРО. Программу курсов к 1 июля 2022 года освоили более 580 учителей начальных классов и порядка 1,5 тыс. педагогов основной школы.

Кроме того, в Академии прошли обучение все методисты-предметники КГИРО и 54 методиста муниципальных методических служб Калужской области. 119 руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций в период с 30 мая по 27 июня 2022 года освоили курс «Внутренняя система оценки качества образования: развитие в соответствии с обновленными ФГОС».

«Предстоящий переход общеобразовательных организаций на обновленные ФГОС в Калужской области – это не только важная государственная задача, но и возможность для региональной системы образования обновить, содержательно обогатить учебный процесс в школах и достичь существенно обновленных результатов. Такой переход возможен только при условии командной работы на уровне региона, каждого муниципалитета и, конечно, каждой школы», – отмечает Марина Чеченкова.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Опыт регионов»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института