Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Интервью с региональным министром // Новость

Александр Аникеев: «Подходы к повышению квалификации педагогов стали едиными для всей страны»

  • /
  • 28 августа 2022

Александр Аникеев: «Подходы к повышению квалификации педагогов стали едиными для всей страны»
Фото: vo.apkpro.ru

Министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев выделяет три основных блока задач, которые Министерство просвещения Российской Федерации ставит перед региональными системами образования. Это развитие инфраструктуры, повышение качества образования и укрепление политики воспитания. Как эти задачи решаются в Калужской области, как их решению способствует система повышения квалификации педагогов, а также о новых трендах развития СПО в регионе он рассказал журналу «Время образования».

— Александр Сергеевич, что, на Ваш взгляд, изменилось за последние полтора-два года в государственной политике в сфере образования? Какие задачи, поставленные Министерством просвещения Российской Федерации, Вам представляются сегодня наиболее важными?

— В последнее время политика федерального руководства приобрела, на мой взгляд, достаточно целенаправленный характер, стала очень систематизированной, структурированной и идеологически обоснованной.

Задачи, которые ставит Министерство, я бы разделил на три больших блока. Это, во-первых, развитие инфраструктуры; во-вторых, повышение качества образования; в-третьих, укрепление политики воспитания в системе образования. На решении третьей задачи в последнее время делается особый акцент.

Планируя мероприятия августовской декады образования (это наш традиционный формат педагогических конференций в последние десять дней августа), мы ориентируемся на эти три направления – будем транслировать идеи Министерства просвещения Российской Федерации нашим управленцам, директорам школ и их заместителям.

— Расскажите, как в Калужской области решаются задачи каждого из этих направлений.

— Если говорить о развитии инфраструктуры, то это прежде всего строительство новых школ, создание новых образовательных пространств – таких, как «Кванториумы» на базе школ, «Точки роста», проекты, связанные с насыщением школ цифровой инфраструктурой, и многое другое.

У меня как руководителя региональной системы образования инфраструктурные проекты занимают наибольшее количество времени. В субъектах Федерации ситуация разная, но у нас так сложилось, что за стройки и капитальные ремонты в системе образования отвечает сама система образования. Это требует очень большого напряжения, направление работы относительно новое, и много времени уходит на общение со строителями, на контроль за стройками и так далее.

Самый интересный для меня проект – «Цифровая образовательная среда». Калужская область – один из 15 пилотных регионов, участвующих в этом проекте, и он очень важен с точки зрения перспектив развития образования, апробации новых подходов к созданию в школах цифровой образовательной среды.

Мы видим, как благодаря «цифре» меняется образовательный процесс, как меняется отношение педагогов к новым технологиям. Активно внедряем цифровую платформу «Сферум» – за прошлый учебный год перевели на нее все школы, она работает нормально. По сравнению с аналогами эта платформа немного сложнее, но гораздо более функциональна. Много ожиданий от платформы «Моя школа», и мы надеемся, что реализация этого проекта поможет создать современную, целостную цифровую образовательную среду в школах.

Что касается повышения качества образования, то здесь мероприятия известны. Мы работаем по проекту «500+», активно сотрудничаем с Академией Минпросвещения России в рамках этого проекта. В регионе есть и свой перечень школ, на сегодняшний день демонстрирующих низкие образовательные результаты, и с ними мы также работаем по методикам «500+». Здесь главное – поддержка руководителей образовательных организаций и учителей, создание команд, а также выяснение причин возникновения низких образовательных результатов.

И, наконец, в рамках третьего направления мы усиливаем воспитательную составляющую.

Не являюсь сторонником точки зрения, согласно которой воспитание в какой-то период уходило из школы, но, несомненно, сегодня воспитательная работа приобретает системный характер. Хотел бы упомянуть проект «Разговоры о важном» – наконец-то упорядочено проведение классных часов. Наконец-то в системе образования будет использоваться государственная символика – мы в регионе еще с 2016 года пытались это сделать, но, к сожалению, не все школы к нам прислушивались, а сейчас никаких проблем не возникло, все это восприняли как должное.

Мы участвуем в проекте по введению в школах должности советника по воспитательной работе и тоже связываем с этим проектом очень большие надежды. В целом есть понимание, как выстраивать воспитательную деятельность, и, думаю, у нас все получится.

— С 1 сентября школы начнут работать по обновленным стандартам начального и основного общего образования. Как, на Ваш взгляд, переход на новые стандарты будет способствовать повышению качества образования?

166.jpg

— ФГОС и качество – две позиции, которые, с моей точки зрения, неразрывно связаны. Главная особенность обновленных стандартов в том, что результаты образования сформулированы четко и конкретно, при этом они распределены по годам обучения. Кроме того, учителя получают доступные и понятные инструменты для работы по стандартам, проходят повышение квалификации, которое на федеральном уровне организует Академия Минпросвещения России.

Роль Академии в развитии системы образования в последнее время сильно возросла. Теперь у нас есть головное учреждение, отвечающее за реализацию государственной политики в сфере повышения квалификации педагогов. Подходы к повышению квалификации педагогов стали едиными для всей страны, из федерального центра они транслируются на региональный уровень.

— Какие еще аспекты работы Академии, помимо курсов по переходу на обновленные стандарты, важны для системы образования Калужской области?

— Академия Минпросвещения России ведет работу по унификации образовательных программ. 

Лучшие региональные практики попадают на федеральный уровень и транслируются далее. Так что сейчас мы более четко понимаем, какие направления особенно важны для развития учителя. С моей точки зрения, при всей самостоятельности школ все, что касается подготовки педагогов, формирования у них тех или иных компетенций, должно быть достаточно структурированным и жестко управляться.

Академия берет на себя наиболее важные и сложные аспекты повышения квалификации, наиболее важные и сложные курсы. Зачастую в регионах не хватает специалистов, которые могли бы на должном уровне обучать учителей, и здесь поддержка Академии для нас очень важна. Сотрудничая с ней, регионы получают информационно-методическую помощь, закрывают проблемные темы, которые не могут закрыть региональные институты развития образования.

— Как Вы оцениваете работу Калужского государственного института развития образования? Какие направления его деятельности для Вас особенно важны?

— В свое время, делая первые шаги в должности министра, я задумывался о необходимости радикальной реформы региональной системы повышения квалификации. Но опыт и человеческая мудрость подсказали мне, что этого делать не нужно. И я часто говорю Марине Викторовне Чеченковой, директору КГИРО: «Вы – тень министра. На Ваш институт я всегда могу опереться, он никогда меня не подведет».

Сегодня институт, помимо повышения квалификации, выполняет самые разные функции – занимается и оценкой качества образования, и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса, и много чем еще. Очень важно, что он курирует и контролирует деятельность муниципальных методических служб.

У меня была идея забрать муниципальные методические службы на региональный уровень – превратить их в структурные подразделения института на местах. Возможно, в конечном счете из этого что-нибудь получится, и дело не столько в том, чтобы сделать их более управляемыми, а скорее в том, чтобы их укрепить. Ситуация на местах очень разная: методические службы в таких городах, как Калуга, Обнинск, других крупных районных центрах, достаточно эффективны, мы на них опираемся, но есть районы, где их уровень пока оставляет желать лучшего. Еще один путь – создание межмуниципальных методических служб, мы его тоже обсуждаем.

108.pngЯ рад, что наш институт реагирует на изменения в системе образования, и если появляется запрос на то или иное новшество, он активно работает в заданном направлении. Например, я был очень доволен работой института в прошлом году, когда с помощью каскадного метода удалось организовать обучение управленцев, методистов и педагогов разработке программ воспитания. Наш опыт был востребован на федеральном уровне, потому что мы не читали им лекции, а проводили деловые игры, в ходе которых достигались необходимые результаты. Коллегам это понравилось, потому что интерактив всегда интересен, в ходе такой командной работы легче освоить материал.

Мы подвигаем наш институт к сотрудничеству не только с Академией Минпросвещения России, но и с университетами – например, с МГПУ, который помогает нам обучать учителей работе с детьми мигрантов. Это серьезная для нас проблема, в этот проект мы вовлекли более 30 школ, в планах на следующий год – еще 12 школ. Мы обучаем таких детей не только русскому языку, но и способствуем их аккультурации, что в конечном счете влияет на качество образования. Конечно, есть желание, чтобы коллеги из КГИРО более активно транслировали идеи Академии Минпросвещения России, а с другой стороны – предлагали больше своих программ на федеральный уровень.

— Как и другие субъекты Федерации, Калужская область участвует в реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Какие идеи этого проекта Вам наиболее близки? В чем его значение для региона?

— Главная идея проекта – это доступность качественного образования вне зависимости от места проживания ребенка. Неважно, где живет семья, — в городе, райцентре или маленьком селе. Нормальные условия для обучения должны быть везде. Только тогда будет создано действительно единое образовательное пространство.

В этом смысле «Школа Минпросвещения России» задает определенный идеал. Одним росчерком пера невозможно сразу сделать так, чтобы все школы соответствовали современным стандартам, но можно задать нам – региональным и муниципальным управленцам, директорам школ, педагогам – ориентиры, к которым необходимо стремиться. На августовской декаде мы будем рассказывать коллегам, что «Школа Минпросвещения России» – это образ школы XXI столетия, которую мы уже сегодня должны создавать, находить для этого ресурсы и т.д.

В этом году в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» на федеральные средства ремонтируются десять школ, еще три школы имеют двухлетний план по ремонту. В капитальный ремонт зданий мы вкладываем и региональные средства. Перед руководителями муниципальных отделов образования, школ, в которых идет ремонт, поставлена задача внимательно изучить презентацию проекта и, исходя из этого, совершенствовать свои школы.

— Калужская область всегда славилась своей системой среднего профессионального образования, налаженными связями с промышленностью. Как сегодня работает эта система с учетом трендов развития экономики?

— В развитии системы СПО в нашем регионе сейчас наступает новый этап.

В рамках проекта «Профессионалитет» принято решение об открытии в Калужской области Федерального технопарка профессионального образования. Идея принадлежит Министру Сергею Сергеевичу Кравцову, и этот проект в полной мере соответствует нашим региональным потребностям. Параметры технопарка задает Федерация, но он будет работать в том числе на экономику Калужской области – готовить востребованные кадры.

Федеральный технопарк – это огромный образовательный центр на правом берегу Оки, где будет сосредоточено новейшее оборудование по самым важным для региона направлениям, связанным с нынешней экономической ситуацией, в том числе необходимостью импортозамещения. На этом оборудовании будут учиться студенты (общее число – порядка 1,5–2 тыс.), а также повышать свою квалификацию преподаватели, мастера производственного обучения из Калужской области и других регионов ЦФО. На территорию технопарка мы планируем перевести два наших технических колледжа.

До конца 2022 года будет сдан первый блок технопарка – 7 тыс. квадратных метров, там будет размещено оборудование, а все остальные площади будут вводиться в несколько этапов до 2024 года. Калужская область полностью готовит помещения, за свои средства выкупает здание, обеспечивает его работу, а Федерация помогает нам оборудованием и учебно-методическими материалами.

Для нас это прорывной проект прежде всего потому, что мы таким образом решаем проблему подготовки кадров, в основном для предприятий, которые ранее находились в некоторой тени. В свое время с нами активно сотрудничал Volkswagen, мы развивали дуальное обучение, а сейчас видим, к нашей огромной радости, что к нам поворачиваются предприятия ВПК, традиционно работающие здесь, на Калужской земле. В их числе Калужский турбинный завод, завод «Калужский двигатель», завод «Ремпутьмаш» и другие, которые уже помогают нам в реализации проекта «Профессионалитет».

Раньше эти предприятия не очень откликались на наши предложения – наверное, мыслили категориями еще эпохи социализма, считая, что их задача не участвовать вместе с нами в подготовке кадров, а брать с рынка специалистов, которых мы выпустили. Сейчас этот подход, к счастью, остался в прошлом, потому что перед предприятиями поставлены новые задачи, и для их решения нужны хорошо подготовленные кадры. Нам это нравится, и, потеряв наших традиционных партнеров, мы обретаем других – еще более традиционных.

— В разгар лета уместен вопрос об организации детского отдыха. Как с ним обстоят дела в Калужской области в этом году?

– После двух лет пандемии детский отдых очень ожидаем, его востребованность просто необыкновенная. По всей области уже работают лагеря кратковременного пребывания, организованные при школах и учреждениях дополнительного образования. В организации детского отдыха задействовано большее число школ, чем обычно, и если раньше мы принимали в основном учеников начальной школы, то теперь в лагеря приходят также пятиклассники, шестиклассники. По решению нашего губернатора лагеря полностью финансируется из регионального и муниципальных бюджетов, для семей они бесплатны.

Что касается загородных лагерей, то их значительная часть сейчас занята гражданами, которые приехали к нам из ДНР и ЛНР. В одном из лагерей мы принимаем на отдых более 450 детей из ЛНР. А для калужских детей, разумеется, ищем резервы – почти вдвое больше наших ребят направляем этим летом в лагеря на черноморское побережье. Вдвое увеличилось число путевок, которые мы выделяем детям из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, в лагеря Союзного государства России и Белоруссии.

Еще одна особенность летнего отдыха этого года в том, что мы перестраиваем его прежде всего под образовательные цели. Если раньше в основе был присмотр и уход за детьми, то теперь это фактически пятая образовательная четверть. Но, конечно, не сидение за партами в традиционном смысле, а активная деятельность – занятия в «Кванториумах», организациях дополнительного образования, экскурсии, турпоходы и так далее.

— Вы сказали о поддержке ДНР и ЛНР. Будет ли Калужская область помогать им в части развития системы образования?

— Да. Сейчас мы формируем план мероприятий, включающий несколько направлений: организационно-хозяйственная деятельность, помощь в закупке учебников, методическое сопровождение, помощь в организации отдыха и оздоровления детей. Наш подшефный Первомайский район в составе ЛНР сейчас формулирует свои потребности, и мы постараемся оправдать ожидания наших коллег.

Методическим сопровождением займется наш институт – будем организовывать эту работу как онлайн, так и очно. Некоторых руководителей пригласим в Калугу на августовские мероприятия.

Источник: apkpro

Читайте также в рубрике «Интервью с региональным министром»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Проект Института