Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Новости Института // Новость

В урочный час: в школах начали профориентацию

  • /
  • 23 октября 2023

В урочный час: в школах начали профориентацию
Фото: vo.apkpro.ru

В школах заработал новый формат раннего выбора профессии.

Главная «премьера» 2023 года – старт новой программы профориентации уже с 2 сентября. Введение профминимумов в 6–11-х классах не затерялось на фоне новшеств Года педагога и наставника. Таких, как единые программы и учебники по предметам, старт ФГОС, инновационный проект капремонта школ. Создатели программы новой профориентации уверены, что обретение интереса к профессии уже в школе поможет прирастить промышленный потенциал страны. А в семьях ожидают, что это – новая возможность для детей не только не ошибиться в выборе направления для учебы, но и приобрести профнавык, который можно получить еще в школе.

Профориентация в школах существовала всегда. Еще в СССР предпринимались попытки не просто заинтересовать учащегося подростка каким-то видом деятельности, но и выпускать готовых профессионалов.

Особенного расцвета «профориентация молодежи» достигла в 1980 годы, когда даже вышло постановление Пленума партии на эту тему **. В Москве эксперименты по профориентации проводились еще в 1960-х: школьники учились на год больше (11 лет в те годы), в старших классах проходя и теорию, и практику. Выпускались из школы, имея диплом портного-закройщика или токаря невысокого разряда. Но широкого распространения этот пилот, как и более поздние попытки, которые даже предполагали тестирования на первых ЭВМ, не получили. Относительная дороговизна и энергоемкость позволили полезному начинанию «спуститься на тормозах» в 1990 годы.

Современная профориентация основана на опыте предыдущих поколений и инновациях XXI века. Если говорить об истоках и составных частях, то программа объединила под одной «крышей» федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование» и другие разработки профильных ведомств и ведущих исследовательских центров в области образования. В долгосрочной перспективе целью введения профминимума уже в школе ставится такая серьезная задача, как «развитие экономики и укрепление технологического суверенитета страны».

О базе новой системы профориентации в школах, призванной обеспечить ранний выбор и самореализацию для каждого школьника, еще весной рассказывал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

– Начиная со школьной скамьи детям надо говорить о тех безграничных возможностях, которые у них есть в нашей стране, о возможностях нашей промышленности и экономики, – сказал глава ведомства.

Вдобавок, стройная система профминимума, которая внедряется сейчас, появилась не на пустом месте: деление по направлениям обучения в 5–7-м классе, предпроф- и профклассы в школах по разным специальностям работают несколько лет.

– Можно утверждать, что с заявленной моделью профминимума наша страна окажется в авангарде стран с самой современной системой профориентации, – говорит эксперт в области образования Антонина Гордеева. – Например, в Японии школьники уже на начальной ступени обучения проходят тесты на профессиональные склонности и интересы, а также знакомятся с различными профессиями через экскурсии на предприятия и в вузы. В США и Канаде подростки могут пройти практику в различных компаниях и организациях, чтобы получить опыт работы в интересующей их сфере – а наша модель сочетает оба подхода, и западный, и японский. Еще дальше пошли разве что в Норвегии, где профориентация начинается еще в начальной школе. Школьники проходят тесты на профессиональные склонности и интересы. Кроме того, в старших классах могут пройти практику в различных компаниях. Там в школе учатся 13 лет. Все, кто не идет в академические классы и потом в вуз, выходят из школы, имея дипломы специалиста в сфере обслуживания или другую среднюю специальную квалификацию. Хотя есть разработки психологов и педагогов, опровергающие целесообразность слишком раннего разделения по направлениям обучения у детей. Они опираются на нейропсихологию, в частности, которая говорит о том, что этого не стоит делать до 12 лет – возраста созревания II функционального блока мозга.

Но жизнь быстро бежит вперед: компьютеризация и цифровизация проникли всюду. Сегодня знания в области IT становятся универсальным языком общения. Эксперты утверждают, что будущее системы образования – в мультикомпетенциях, когда одна профессия сочетает 2–3 и больше навыков. Поэтому больше нельзя «долго запрягать», определяясь с профессией в колледже или университете или после их окончания. Направления для нового профобучения в школе выбраны самые востребованные и продвинутые: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские…

Современная система профориентации включает в себя «урочную форму», или теорию (на уроках физики, например, рассказывают о том, как применяются знания по этому предмету как физика «работает» в какой-то профессии или на предприятии). Для учителей разработаны сценарии уроков, которые можно скачать на сайте до начала урока.

Занятия «Россия – мои горизонты» – те самые «классные часы» по четвергам, которые ведет «педагог-навигатор» (на практике это обычно классный руководитель). Это и обзоры, и введение в специальность, и тестирования на платформе «Билета в будущее», в которых, что очень важно, принимают участие и родители школьников.

Практическая часть, мастер-классы и «Лаборатория будущего» – это не просто экскурсии, рассказы и показы на заводах, студиях, фирмах и фабриках. А, можно сказать, прямое общение с будущим работодателем. Школы заключают соглашения с учебно-производственными комплексами (УПК) на предприятиях, если они там есть, или с профильными образовательными организациями уровня высшего и среднего образования, напрямую с компаниями. Они организуют профессиональное обучение школьников – это когда старшекласснику дают первые производственные навыки. И вместе с аттестатом выдают свидетельство о приобретении профессии.

Получается красиво выстроенная система раннего приобщения детей к профессии, где есть и теоретическая база, и тестирования, и мастер-классы в местах будущей учебы, реальные «будни и праздники» работы на производстве. Вдобавок проект завязан на семейном выборе – направление для родителей в проекте тоже предусмотрено. Семья сможет не просто определиться с направлением учебы для ребенка, но избежит ошибок профвыбора, пока ребенок еще учится в школе. В итоге каждый выпускник в 9–11-м классе будет обладать профминимумом для дальнейшей учебы или трудоустройства.

Как известно «МК», сейчас, на момент внедрения, есть три ступени «минимума»: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Спустя год-два базовый минимум могут упразднить. И еще очень важно, что раннюю профориентацию в школах вводят для всех, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью.

– Еще несколько лет назад исследования показывали, что почти половина (46%) молодых людей по окончании школы не имели представления, «кем быть, куда пойти учиться», – говорит рекрутер Любовь из Самары. – Раньше некоторые шли в университет просто «за корочкой», потом – согласно тезису «куда пройдешь, туда и поступишь». Еще изрядное количество тех, кто ранее не имел заметных склонностей и увлечений, которые могли бы перерасти в профессию, и не знал даже, в какую область идти работать. Недавние исследования перспектив экономики и человеческого потенциала показали, что рынок труда очень переменится уже через 5 лет. От каждого потребуется не только владение компьютером, но и языками программирования, форматом Big data. Всем будут нужны гибкие навыки, 2–3 или больше компетенций. К 2030 году глобальная ревизия рынка профессий охватит 1 миллиард трудоспособного населения Земли. Поэтому очень хорошо, что уже в школе человек получит некий профминимум, приобщится к реальной работе. И поймет, куда ему двигаться дальше.

Читатели «МК», может, не столь футуристично настроены, но в общем солидарны.

– Наша школа вошла в проект «Билет в будущее» еще в прошлом году – рассказывает мама 11-летнего Павла Алевтина из Краснодара. – Сначала сын вместе с другими одноклассниками проходил тестирование, затем и я тоже. У нас получилось, что сыну рекомендовано направление кулинарии и работы в индустрии питания. Паша как-то даже приуныл сначала. Но потом сходили с одноклассниками на кухню ресторана, затем на мастер-класс по салатам и пицце пошли, были на экскурсии в цехах продуктового промкомбината. Шеф известный к ним на «теорию» тоже приходил. В общем, сын проникся, повесил на стену портреты известных шеф-поваров, от Оливера и Рамзи до Ивлева. Заказал крутой нож для разделки и мечтает стать знаменитым поваром.

Людмила из Люберец рассказала, что вначале немного боялась, как профориентация будет воплощена и сработает для ее дочери Веры, которой 13 лет, у девочки ДЦП. Но оказалось, что в ее интеграционном классе, где еще и ребята с аутизмом, много артистических натур. Вера вошла в группу «стилисты, дизайнеры и фотографы».

– С учительницей ездили на студию, где женщина-дизайнер рассказывала им о колористике, разных цветотипах у людей, современных стилях и направлениях в одежде. Это все безумно понравилось, Вера вернулась домой окрыленная. Кстати, я слышала, что и для родителей какие-то собрания и лекции по профориентации будут проводить, я бы тоже об этом послушать не отказалась… А потом перед ними выступал фотограф, рассказывал о правилах и принципах фотографии. И затем они сделали фотосессии друг для друга. Тоже очень понравилось. А в школе им еще показывали разные фото- и видеоматериалы о дизайне. Если в новом учебном году профориентация будет в том же духе и еще расширится, я только за.

Учитель русского языка и литературы, молодой специалист Валерия из Обнинска тоже поначалу слегка растерялась, когда узнала, что она теперь педагог-навигатор. Тем более когда узнала, что договор о сотрудничестве школа планирует заключать с двумя серьезными предприятиями: институтом в области ядерной физики и компанией высоких технологий. Все-таки «у меня гуманитарные предметы, а где физика или IT»…

Но оказалось, что тестирования на проекте проводят и для учителей-наставников. А в помощь учителям разработано много материалов и пособий, которые помогают не просто разобраться, но и вникнуть в предмет.

– Я теперь сама с нетерпением жду этих самых профпрактик и экскурсий в «Лаборатории будущего», – признается 26-летняя Валерия. – Все-таки в первом российском наукограде с рождения живем, а я как-то никогда к его технической части, к истории не приобщалась. У нас просто семья гуманитариев. На первом же внеурочном занятии нас обещали отвести в музей прославленного нашего физико-энергетического института. Даже мне, учителю, это будет ново и интересно.


Источник: Московский Комсомолец

Источник: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Новости Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института