Журнал Государственного университета просвещения
Журнал Государственного
университета просвещения

Новости Института // Новость

Наша задача – создание контента для учителя, который проводит урок

  • /
  • 15 июля 2022

Наша задача – создание контента для учителя, который проводит урок
Фото: vo.apkpro.ru

Людмила Леонидовна Босова – заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, доцент, доктор педагогических наук, автор учебников и образовательных программ в области школьной информатики, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор учебно-методических комплексов по курсу «Информатика» для основной школы (5–6, 7–9, 10–11 классы).

Людмила Босова, один из авторов концепции создания верифицированного цифрового образовательного контента, руководитель коллектива разработчиков контента по информатике, рассказала в интервью нашему журналу о значимости федерального проекта для каждого учителя.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (сроки реализации – 01.01.2019-30.12.2024) направлен на масштабную цифровую трансформацию системы образования в нашей стране. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием, создаются и развиваются цифровые сервисы, разрабатывается верифицированный контент для образовательной деятельности.

Результаты проекта «Цифровая образовательная среда» на конец 2024 г.

  • в 29 549 школах будет обновлена материально-техническая база для введения цифровой образовательной среды
  • 620 700 педагогов будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды
  • 340 центров цифрового образования детей «IT-куб» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации

Источник: Сайт Минпросвещения России

– Людмила Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о своем участии в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

– Важной частью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание Библиотеки цифровых образовательных материалов, содержащей верифицированный цифровой образовательный контент по всем предметам для всех уровней общего образования, т.е. контент, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программам и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере образования.

На протяжении многих лет основной сферой моих профессиональных интересов является информатизация образования

Накопленный опыт позволил мне предложить некоторые идеи для нового проекта, стать одним из авторов его концепции. Кроме того, я руковожу коллективом, непосредственно занятым разработкой цифрового образовательного контента для школьного курса информатики.

– Это принципиально новый проект для нашей школы? В чем его особенности?

– Разработка цифровых (электронных) образовательных материалов для системы общего образования в нашей стране ведется уже более двух десятилетий. За это время был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив (РЕОИС, ФЦИОР, ИСО, ЭОР НП и др.), в рамках которых создавались мультимедийные энциклопедии, виртуальные лаборатории и тренажеры по отдельным учебным предметам. Когда не было интернета, контент поставлялся в школы на дисках. Можно сказать, что учителя постепенно адаптировались к работе с цифровым образовательным контентом. Сейчас у нас есть проект «Российская электронная школа» (РЭШ) с интерактивными и мультимедийными уроками; «Московская электронная школа», контент которой доступен всем образовательным организациям страны. Поэтому, мне кажется, очень важно говорить о проекте «Цифровая образовательная среда» как о масштабном инновационном решении, в основу которого положен многолетний опыт, накопленный нашей системой образования.

Ключевой момент – это то, что в проекте мы учитываем имеющийся опыт, ведь за эти годы мы многому научились, и учителя многому научились, и разработчики многому научились. К сожалению, «старые» проекты «уходят», этому есть объективные причины: меняются технологические решения, в результате чего учителя не могут воспроизвести на современном оборудовании цифровые ресурсы, которыми успешно пользовались буквально пару лет назад; меняются федеральные государственные стандарты общего образования, появляется новое содержание, требуются новые подходы к его реализации.

В отличие от ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) электронные образовательные материалы Библиотеки разрабатываются и представляются в общедоступных форматах, не требующих установки специфического программного обеспечения для их воспроизведения.

В отличие от Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), включавшей в том числе наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам Федерального перечня, самостоятельные электронные образовательные материалы создаются на основании примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, что обеспечивает их универсальность относительно любого используемого печатного учебника.

В отличие от мультимедийных и интерактивных уроков «Российской электронной школы», сценарии которых являются жестко заданными и не подлежащими изменению, цифровые опорные конспекты открыты для модификации учителем, что обеспечивает вариативность их использования с учетом уровня изучения предмета, имеющегося оборудования, а также разных форм обучения.

Электронные образовательные материалы Библиотеки, обеспечивающие организацию на уроке педагогически целесообразных видов учебной деятельности и учебного взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды, создаются на современной технологической основе.

Контент ранее созданных коллекций (ЕК ЦОР, РЭШ), удовлетворяющий современным содержательно-методическим, дизайн-эргономическим и технологическим требованиям, может быть интегрирован в состав новой Библиотеки, расширяя и усиливая ее.

Предусмотрены возможности связки электронных образовательных материалов Библиотеки и аналогичных региональных и коммерческих библиотек.

Предусмотрено не только наполнение Библиотеки разработанными электронными образовательными материалами, но и ее последующее развитие и наполнение контентом, прошедшим процедуру верификации.

Очень важно, что мы имеем дело с долгосрочным проектом, в рамках которого создание цифрового контента будет продолжаться до конца 2024 года. На текущем этапе мы делаем первые шаги, разрабатывая цифровые учебные материалы по восьми предметам для 5–9 классов. В планах разработка контента по всем предметам начальной, основной и старшей школы.

В рамках нашего проекта есть возможность разработать контент, проверить его действенность в образовательном процессе, проанализировать результаты, доработать и дополнить контент, если такая необходимость возникнет.


Полную версию интервью читайте на официальном сайте журнала Академии Минпросвещения России «Время образования» по ссылке.

Источник: apkpro.ru

Читайте также в рубрике «Новости Института»

Психолого-педагогические классы - в тренде

Главное

Народный учитель

Педагогические практики

Интервью с региональным министром

Проект Института