Новости Института // Новость
Библиотека цифрового образовательного контента позволяет использовать все возможности современных технологий
- /
- 17 октября 2023
У современных педагогов есть множество возможностей для решения профессиональных задач. В их распоряжении достижения классической педагогики, передовые методики и технологии. В числе актуальных и популярных проектов, к которым обращаются сотни тысяч специалистов из всех регионов, – Библиотека цифрового образовательного контента, созданная Академией Минпросвещения России.
О том, как работает этот ресурс, о его возможностях и задачах рассказывает и. о. ректора Академии Максим Костенко.
Максим Александрович, Библиотека цифрового образовательного контента входит в число самых востребованных у педагогов и учеников. С чем связана ее популярность?
Библиотека цифрового образовательного контента – действительно уникальный для отечественной системы образования и по-настоящему современный инструмент, который включает в себя готовые уроки по всем предметам и темам школьной программы. Это надежный и полностью бесплатный государственный ресурс, который создается в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», чтобы помочь учителю в его ответственном повседневном труде.
Почему учителя называют Библиотеку своим помощником?
Не секрет, что рутинные или формальные процедуры: разработка рабочих программ, подбор материалов к урокам, составление и проверка домашних заданий, проверочных и самостоятельных работ – непременный атрибут деятельности учителя, функционал, который хоть и выполняется практически ежедневно, но зачастую даже не включается в нормы рабочего времени. Современные технологии позволяют «забрать» эти задачи у учителя, освободив время на выполнение его прямых обязанностей – обучения и воспитания подрастающего поколения.
Какие материалы размещены в Библиотеке?
В Библиотеке каждый сможет найти электронные образовательные материалы, специально разработанные к каждому из уроков школьной программы профессиональными командами экспертов педагогического сообщества, а проще говоря известными учителями, ученики которых показывают высокие результаты на олимпиадах и в рамках государственной итоговой аттестации. Эти материалы разнообразны как с точки зрения содержания, исполнения, так и образовательных задач, которые они позволяют решить. Всего же в системе более 50 различных видов контента: инфографика, виртуальные лабораторные работы, интерактивные статьи, аудио- и видеоролики, тренажеры в формате ОГЭ и ЕГЭ и многие другие. Их использование не только упростит подготовку, но и сделает сам урок по-настоящему современным и интерактивным, а значит, более понятным каждому школьнику. В качестве первоисточников для создания контента используются исторические материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, а также цифровые коллекции Политехнического музея, материалы Большой российской энциклопедии.
Еще один важный момент, определяющий возможность использования в школе информационных ресурсов, – это их верификация. Проходит ли экспертизу контент Библиотеки?
Контент проходит техническую и содержательную экспертизу по более чем 30 критериям, включая соответствие обновленным ФГОС, федеральным образовательным программам, отсутствие сведений, противоречащих Конституции, законодательству и территориальной целостности Российской Федерации, отсутствие сведений, направленных на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, отсутствие информации, отрицающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, на предмет информационной безопасности.
Это, пожалуй, является одним из главных преимуществ нашего сервиса, важным отличием от любых аналогов, позволяющим быть абсолютно уверенными в качестве и надежности представленных материалов. Также библиотека цифрового образовательного контента включена в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации общеобразовательных программ, а это означает, что каждый учитель может использовать материалы в учебной деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством.
Какова, по вашему мнению, роль Библиотеки в организации учебного процесса?
Это современный инструмент, помощник учителя, который позволяет использовать все возможности современных технологий. В ее основе лежат принципы классической отечественной педагогики, многократно апробированной и зарекомендовавшей себя в качестве одной из лучших. В основу уроков Библиотеки положена блочно-модульная структура, а к каждому из видов учебной деятельности определены те или иные дидактические материалы. Учитель может спроектировать урок из материалов, которые представлены в Библиотеке с учетом тех или иных особенностей каждого из классов, самостоятельно определив, какие элементы использовать.
Как это работает на практике?
К примеру, педагог может провести в автоматизированном режиме актуализацию знаний с помощью интерактивной статьи или кроссворда, дать ребятам возможность поработать с оригинальными историческими документами, а на остальных этапах использовать свои профессиональные разработки. Начинающему же учителю или учителю, пришедшему «на замену», будет удобнее использовать сценарий урока целиком, тем более что к каждому из его элементов представлены методические рекомендации, которые помогут сделать это правильно. Важно, что в основу Библиотеки заложен универсальный тематический классификатор. Это означает, что уроки не привязаны ни к какой линейке учебников и могут быть использованы вне зависимости от реализуемой образовательной организацией программы.
Помимо обучения, Библиотека помогает решать и актуальные на сегодняшний день задачи по воспитанию и формированию традиционных ценностей у школьников. Воспитательный процесс осуществляется силами учебного предмета, то есть в содержание большинства уроков уже заложены материалы, направленные на формирование тех или иных личностных качеств, отношения к окружающему миры. Материалы от экспертных организаций-партнеров позволяют обеспечить развитие функциональной и финансовой грамотности, патриотизма и социальных навыков.
Библиотека охватывает полный курс школьной программы по всем учебным предметам?
Создание контента – это поэтапный процесс, рассчитанный до конца 2024 года, но уже сейчас контент библиотеки охватывает более 65% всего содержания общего образования. Библиотека постоянно пополняется и, если вчера вы не нашли в ней какие-либо материалы, возможно, они уже стали доступны сегодня.
В завершение хочу отметить, что Библиотека является одним из флагманских проектов по формированию единого образовательного пространства нашей страны. На федеральном уровне уже проведена значительная работа по обеспечению единства содержания общего образования: обновлены федеральные образовательные программы, приняты федеральные образовательные программы по всем уровням общего образования. Все это совместно с технологическими возможностями, которые открывает цифровая образовательная среда, помогает обеспечить равный доступ к качественному образованию для каждого ребенка независимо от возможностей или места расположения той или иной образовательной организации, ведь обеспечение этого доступа – один из главных приоритетов нашего государства.